Имперские замашки: 12 интересных фактов о таинственных яйцах Фаберже и самом ювелире

«Жизни больше нет». Эту фразу Карл Фаберже часто повторял в пожилом возрасте. Его разочарованию к концу жизни не было предела, и это при том, что с 39 лет ювелир был официально под покровительством императора Александра III, а после Николая II. Ему даже присвоили звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». 

В честь дня рождения ювелира собрали факты о самом мастере и его изделиях — культовых яйцах Фаберже. В том числе, из нашей статьи ты узнаешь, кому принадлежала идея делать ювелирные изделия в форме пасхальных яиц и о главной боли ювелира, которая погрузила его в депрессию.

В отдельной статье рассказали о русском промысле гжель и трагедии основателя производства фарфора в России.

1 Первое яйцо Фаберже

Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге в семье Густава Фаберже и Шарлотты Юнгштедт. Это была творческая семья. Отец занимался ювелирным делом, а мать была художницей. За 4 года до рождения сына Карла Фаберже-старший открыл свою мастерскую в Санкт-Петербурге. Так началось их семейное дело. В 1870 году 24-летний Карл перенял правление и стал развивать фирму. Его насмотренность была шире, чем у отца, потому что несколько лет Карл колесил по Европе, общался с разными мастерами, а после в Дрездене учился ювелирному делу у Йозефа Фридмана, известного на тот момент мастера. 

Фантазия, с которой Фаберже-младший подходил к делу, дала свои плоды. Его работы дошли до самого императора Александра III и впечатлили монарха. Поэтому именно к Карлу Его Высочество обратился в 1885 году. Император хотел сделать пасхальный сюрприз своей жене Марии Федоровне и приказал создать драгоценное яйцо с сюрпризом внутри. 

Источник: fabergemuseum.ru

Это единственное изделие, которое не украшено россыпью драгоценных и полудрагоценных камней. В сравнении с последующими визуально оно было очень простое — небольшое яйцо, покрытое белой эмалью снаружи. Внутри был «желток» из золота, в котором пряталась маленькая курочка. Птица тоже была полностью золотая.

Но и это еще было не все. Яйцо отправили во дворец 5 апреля 1886 года прямо из мастерской, а 13 апреля император вручил его супруге. Вплоть до самой революции оно хранилось в Аничковом дворце. Сейчас ювелирной яйцо, получившее название «Курочка», хранится в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. 

2 Главные условия

Традиция с пасхальными яйцами настолько понравилась, что Александр III продолжил дарить драгоценные изделия супруге каждую весну. Причем монарх не ставил особых условий по оформлению. Но совсем без требований не обошлось. Ювелир должен каждый год к конкретной дате создавать одно яйцо с самобытным сюрпризом внутри. 

После, когда к власти пришел Николай II, традиция никуда не исчезла. Но в эти же сроки надо было делать уже два яйца Фаберже. Одно для жены императора Александры Федоровны, второе — для его овдовевшей матери, Марии Федоровны. 

3 Неизвестные мастера

Источник: YouTube|Петербург шаг за шагом

В конце 19 века семья Фаберже уже была очень богатой. Маленькая отцовская мастерская превратилась в огромное здание в центре Санкт-Петербурга на Большой Морской улице, 24. На первых этажах было несколько мастерских, а в остальной части жили сами Фаберже. Строение, кстати, воздвигли по плану архитектора Карла Шмидта, который приходился Карлу двоюродным племянником. Так что все деньги крутились буквально внутри семьи. 

Источник: fabergemuseum.ru

И так как на изготовление одного драгоценного яйца занимало год, а количество изделий выросло до двух, сам Карл физические не успевал бы заниматься двумя проектами. Да и статус главного имперского ювелира этого не требовал. Фаберже-младший мог позволить себе штат сотрудников. Они и воплощали все его задумки в жизнь. Да, эскизы будущих подарков — рисунки, схему работы и отделку он продумывал сам. Иногда в соавторстве. 

Общее число сотрудников фирмы Фаберже в период ее расцвета, то есть на рубеже 19–20 веков, превышало 500 человек. За весь период ее существования, с 1842 по 1918 год, произвели около 300 тысяч предметов. Имена большинства мастеров дома Фаберже не сохранились. Но известно, что большой вклад в развитие и создание ювелирных изделий внесли Михаил Перхин, Август Хольстром, Генрик Вигстром, Юлиус Раппопорт и Эрик Коллин.

4 Количество яиц

За время существования ювелирного дома — то есть до Октябрьской революции 1917 года — Фаберже и его команда создали 71 яйцо. Из них 54 изделия — для российской императорской семьи. Оставшиеся хранились в домах европейских монархов. Каждое яйцо при этом было уникальным — в мире не существует двух одинаковых яиц Фаберже. 

5 Самое дорогое яйцо

До наших дней дошли 65 изделий — 48 из них принадлежат к коллекции царской семьи. Самое дорогое из ныне существующих яиц Фаберже — «Коронационное». Его мастера создали в 1986 году на память о коронации Николая II. Верхушку «Коронационного яйца» украсили крупным алмазом, а внутри находилось мини копия кареты, на которой император и его жена перемещались в знаменательный день. Чтобы было удобнее извлекать фигурку, яйцо сделали из двух половинок.

Яйцо находится в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, входит в коллекцию фонда «Связь времен» Виктора Вексельберга. Изделие оценили в 24 млн долларов. 

6 Любимое яйцо императрицы Александры Федоровны

Несмотря на роскошь всех драгоценных пасхальных яиц, были среди таких ювелирных изделий те, что особенно нравились монаршим особам. Например, яйцо «Ландыши» в стиле модерн,...

Несмотря на роскошь всех драгоценных пасхальных яиц, были среди таких ювелирных изделий те, что особенно нравились монаршим особам. Например, яйцо «Ландыши» в стиле модерн, изготовленное мастером Михаилом Перхиным, больше всего полюбилось императрице Александре Федоровне. 


Источник: fabergemuseum.ru

Изделие сделали из розовой эмали, слоновой кости и бриллиантов. Снаружи яйцо объемно украсили ландышами из жемчуга. Особенностью стали три медальона с портретами близких императрицы — Николая II и двух их старших дочерей Ольги и Татьяны. Яйцо также находится в Музее Фаберже, в коллекции фонда «Связь времен» Виктора Вексельберга. 

7 Незавершенное яйцо

Из-за Революции 1917 года ювелирный дом Фаберже не завершил работу над последний заказом русский императорской семьи. За основу изделия под названием «Созвездие» взяли синее стекло. Золотую гравировку созвездия Льва, под которым родился цесаревич Алесей, на него так и не нанесли. Очень символично, учитывая, как после прихода к власти большевиков развивались события.

Драма коснулась не только императорской семьи, но и всех, кто имел к ней какое-то отношение или владел богатствами. 

8 Бегство Фаберже

Большевики разорили и национализировали ювелирный дом Фаберже. Эпоха имперских пасхальных яиц на этом закончилась. Сам мастер и те, кто на него работали, подались в бегство. В 1918 году Карл Фаберже, когда ему было 76 лет, бежал в Ригу. Опасаясь ареста, он даже прикинулся обычным курьером.

В Латвии он пробыл недолго — оттуда он перебрался в Берлин, но в ноябре и в Германской империи началась революция. Так что Фаберже вынужден был уехать из столицы. Сначала он искал пристанища во Франкфурте-на-Майне, после — в Хомбурге. Но финальной точкой оказался немецкий городок Висбаден.

9 Дом-призрак

Источник: YouTube|varlamov

Все имущество ювелира в России конфисковали и распоряжались им по своему усмотрению. В том числе, разорили дачу Фаберже на окраине Петербурга, которую в свое время называли малым Эрмитажем. Некогда роскошное убранство превратилось в обветшалое здание, интерьер которого только напоминал об имперском прошлом. В советское время там пытались сделать санаторий и детский сад, но после вновь забросили здание. Сейчас это дом-призрак среди дачного кооператива.  

10 Утерянные яйца

Но вернемся в 1918 год. Время когда пропали ювелирные украшения и какое-то количество пасхальных яиц, вынесенных из императорского дворца. Какие-то из них удалось найти в частных коллекциях, но некоторые до сих пор числятся утерянными. Среди них: 

  • «Памятное яйцо Александра III». Полностью из платины, украшенное алмазами. Сюрприз — миниатюрный бюст императора из ляпис-лазури.
  • «Датский юбилей». Золотое, эмалевое яйцо, которое стоит на постаменте и трех львах. На вершине — королевский слон. Сюрприз — двусторонний портрет короля Кристиана и королевы Луизы, родителей императрицы Марии Федоровны. Изделие создали в честь 40-й годовщины их восшествия на престол.
  • «Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами». Сюрприз внутри яйца был в виде трех портретных медальонов — Николая II, Александры и их первого ребенка — Ольги. Изделие изготовили в форме сердца в неоклассическом стиле на подставке. Если нажать на ножку сердце раскрывались три клеверных листка. Закрывалось после нажатия на одну из жемчужин.

Евгений Фаберже — старший из четыре сыновей Карла от Огюсты Джейкобс — сумел вывезти лишь малую часть украшений с собой в Финляндию.

11 «Жизни больше нет»

Несмотря не на самые плохие условия, Фаберже тяжело переживал все вынужденные изменения в жизни. Даже его европейское происхождение не помогало справиться с эмоциями от потрясшей его Революции. Поэтому в конце жизни Карл то и дело повторял «Жизни больше нет». Ему было тяжело смириться с тем, что дело его семьи разрушилось. 

12 Где похоронен Фаберже

Источник: wikimedia.org/wiki/User:Dadamax

В мае 1920 года Карл Фаберже почувствовал себя плохо. Тогда он находился в швейцарской Лозанне. Врачи выявили проблемы с сердцем. Чтобы поправить здоровье отца, дети отвезли его на Женевское озеро, где он прожил полгода. В сентябре 1920 года ювелир русского императорского двора умер. По словам одного из сыновей, перед смертью мастер выкурил полсигары. Похоронили Фаберже в Каннах, на кладбище Гран-Жас. Там же покоятся его жена и внук. 

Конечно, в 11 пунктов судьба такой легендарной личности не уложится. Но по ним можно проследить, насколько невероятными были события жизни российского ювелира. Фаберже, если говорить сегодняшними терминами, выстроил железный личный бренд. До сих пор изделия его дома возглавляют списки желанных приобретений богатейших людей мира — за них готовы платить баснословные деньги. Что неудивительно, ведь многие из изделий уникальны и прославили русское ювелирное искусство во всем мире.

Рекомендуем