Фото: Wikimedia.org

История и легенда
Секрет хохломского золота
Что означают элементы орнамента
Дымковская игрушка
Палехская роспись
Гжель
Городецкая роспись
Федоскинская роспись

Давным-давно, еще в XVII веке жил на Руси талантливый иконописец по имени Андрей Лоскут. Обитал он на Москве и радовал православный люд своим искусством. Но началась церковная реформа патриарха Никона — и сбежал художник из столицы в Заволжье, спрятался в нижегородских лесах, чтобы не подчиняться переменам. Стал он там вытачивать деревянные поделки, писать иконы для местных жителей по старому обычаю, да на досуге расписывать посуду.

Но однажды за бунтарем пришли посланники Никона. Не захотел он подчиниться чужой воле, сжег себя в избе. А перед смертью успел передать секреты мастерства нескольким ученикам. Сгорел дотла, рассыпался алыми искрами иконописец Андрей Лоскут. И огонь его непокорного сердца до сих пор пылает в узорах и красках хохломы — росписи по дереву, которую невозможно спутать ни с каким другим народным промыслом.

Хохломская роспись: история и легенда

Фото: соцсети

История огненного сердца — не единственная легенда, связанная с возникновением хохломы. Ее отголоски мы находим и в серьезных исторических источниках. По одной из версий необыкновенные черно-красно-золотые орнаменты — изобретение мастеров-старообрядцев. Действительно, во время церковного раскола многие последователи неистового протопопа Аввакума нашли убежище в нижегородских дремучих лесах. Среди староверов было немало образованных монахов, которые в совершенстве владели не только каллиграфией, тонким художественным письмом кистью, но и искусством резьбы по дереву. Многие элементы хохломской росписи, в частности умение создавать эффект «золота» на основе олова, пришли в народный промысел из иконописи.

А местные жители, выросшие среди богатых растительностью и зверьем лесов, славились как искусные мастера по изготовлению деревянной посуды и утвари. И когда эти два умения соединились, возникла хохлома — народная роспись по дереву, которая стала одним из символов России.

Секрет хохломского золота

Главная особенность этой росписи в том, что эффект объемной и тяжелой позолоты получают с помощью серебристого олова. Деревянную посуду или другое изделие покрывают олифой, а затем втирают в нее оловянный порошок. Затем вручную расписывают масляными красками. Главные цвета хохломы — красный и черный. Но могут добавлять и зеленый. Золотого цвета изначально нет — есть только бело-серебристый оловянный фон. Затем происходит главное чудо. Роспись покрывают специальным лаком и отправляют в печь при температуре 160 градусов. Через несколько часов такого закаливания на поверхности предмета образуется масляно-лаковая золотистая пленка — тот самый неповторимый оттенок хохломского золота.

Что означают элементы орнамента

Фото: соцсети

В хохломской росписи основу составляют несколько очень узнаваемых тем — прежде всего, растительные орнаменты. Поскольку в любых народных промыслах не бывает ничего случайного, вглядевшись в эти узоры, мы можем догадаться, что вкладывали в них наши предки. Начнем с цвета.

  • Красный в славянской традиции — цвет, символизирующий любовь и жизнь. Он является оберегом для всего живого. Дарит тепло, здоровье, отводит сглаз. Красна девица — значит, красивая, здоровая, полная жизни.
  • Черный оттенок означает защиту Матери-земли. Это символ плодородия, счастливой семейной жизни. Славяне верили, что он защищает женщину от бесплодия.
  • Зеленый — цвет здоровья, молодости, возрождения. Считалось, что он предохраняет от травм и ранений.
  • Золотой говорит о богатстве, счастье, энергии Солнца, согревающего землю и все живущее на ней.

Не менее значимы узоры и завитки расписного хохломского кружева. Самые популярные мотивы — растительные. Прежде всего, так называемая «травка» — когда по черному фону золотом наносятся мазки кистью, имитирующие привычную русскому глазу траву — осоку, белоус, луговик. Штрихи могут разбросать по всему полю, а могут собрать в кустики. Ни один рисунок не повторяет другой. «Травку» всегда сопровождает роспись «под ягодку». Брусничка, малинка, рябинка, клубника, крыжовник — здесь все богатство русской природы. Ягоды — символ богатого урожая, достатка, богатства и изобилия. Не менее любимым элементом была птица — курочки, петушки и даже волшебные Жар-птицы. Петух и курица — свадебные символы, сулят счастье новой семье, предвещают рассвет и рождение новой жизни. Как и Жар-птица, которая еще и защищает молодоженов.

Народные промыслы: хохлома, игрушка дымковская, палех

Не лишним будет научиться различать самые распространенные русские народные промыслы, чтобы при покупке сувениров понимать, что ты приобретаешь. Для этого вовсе не обязательно выискивать в Интернете научную статью о палехской росписи, хохломе и дымковской игрушке — достаточно запомнить несколько самых характерных черт.

1. Дымковская игрушка

Фото: Wikimedia.org

Чем отличаются роспись хохломы и дымковской игрушки? Прежде всего, основой. Хохлома расписывается по дереву, дымковская — по глине. Традиция делать такие игрушки родилась из привычки жительниц слободы Дымково лепить к местному празднику вятской свистуньи глиняные свистульки, которые раскрашивались в разные цвета. А объединяют традицию дымковскую и хохлому любовь к красному цвету и позолоте.

2. Палехская роспись

Фото: Wikimedia.org

Различить палехскую роспись и хохлому сложнее. Ведь лаковая палехская миниатюра тоже расписывается красным и золотым по черному. Главное отличие — сюжет. Если хохлома радует нас красивыми растительными орнаментами и изображениями птиц, то палех — это сюжеты из сказок, былин, литературных произведений. Как правило, в центре композиции — люди. Нередко изображаются лошади.

3. Гжель

Фото: Wikimedia.org

Этот узор, конечно, не спутаешь ни с чем. Голубую роспись на белом фоне можно увидеть как на фарфоровой посуде, так и на разнообразных сувенирах, предметах интерьера и мебели. Раньше под гжель отделывали даже печные изразцы.

4. Городецкая роспись

Фото: Wikimedia.org

Она появилась довольно поздно, в XIX веке. Отличается многоцветьем и сюжетами из купеческого быта. Как правило, городецкой росписью украшали домашнюю утварь — прялки, сундуки, разделочные доски. Крупные цветы, много кучерявых завитков, нарочитая декоративность, насыщенные цвета — вот особенности этого стиля. С хохломой ее объединяет место рождения — Нижегородская губерния.

5. Федоскинская роспись

Фото: Wikimedia.org

Это еще один уникальный вид народного промысла, о котором стоит знать. Лаковая федоскинская миниатюра — удивительная техника росписи масляными красками на изделиях из папье-маше. Родилась она в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино и со временем стала символом роскоши и хорошего вкуса, особенно в те времена, когда в моду входил русский стиль. Ларцы, шкатулки, обложки альбомов, кошельки, украшенные федосковской росписью со вставками из перламутра, были прекрасным подарком к любому празднику.

Тем не менее хохлома была и остается самым популярным русским народным промыслом, а ее узоры — нашей хорошо узнаваемой визитной карточкой в любой стране мира.

Рекомендуем