Фото здесь и далее: Wikimedia.org

История промысла
Секрет мастерства
Чем раскрашивали свистульки
Узоры и орнаменты
Жизнь как она есть

Эти яркие забавные фигурки, словно раскрашенные детской рукой, стали узнаваемым символом русской национальной культуры. Во время церемонии открытия сочинской зимней олимпиады стадион «Фишт» был украшен именно дымковским орнаментом. Но мало кто знает, что простые, незамысловатые узоры и мотивы дымковской росписи не только радуют глаз, но и несут в себе глубокий мистический смысл.

История дымковской игрушки

Все началось больше 600 лет назад с досадного недоразумения. В 1418 году жители Вятки (сегодня это город Киров) готовились отразить нападение татар. За поддержкой вятчане обратились за помощью к своим союзникам — устюжанам. Подмога прибыла глубокой ночью. Но из-за кромешной темноты вятчане приняли союзников за врагов и вступили в бой. К тому времени, когда ошибка стала очевидной, от «дружеского огня» и дружеской же руки погибло немало воинов с обеих сторон. За что вятчан еще много лет спустя соседи дразнили слепородами и свистоплясами.

Жители Вятки не обижались на прозвища. Обознались, так и есть — что тут скажешь? И даже ввели в память о случившемся традицию — ежегодно отмечать Хлыново побоище, как официально назвали это печальное событие. День поминовения убиенных приходился на четвертое воскресенье после Пасхи. Сначала проводили панихиду по погибшим воинам, а затем устраивали странный праздник. Вокруг оврага, где все случилось, устанавливали столы с пирогами, сладостями и специально сделанными для этого торжества глиняными свистульками. Считалось, что свист отгоняет нечистую силу, которая в роковую ночь навела слепой морок на вятчан.

Свистели все — взрослые, дети, старики. Это была настоящая какофония. Больше других громкое развлечение любили местные женщины. Поэтому праздник назвали Днем вятской свистуньи или Свистопляской. Со временем обычай исчез, а в русской культуре остались слово «свистопляска» как символ чего-то безудержного, хаотичного и дымковская игрушка — наследница той самой глиняной свистульки. Название она получила в честь слободы Дымково, где возникли первые промыслы.

Секрет мастерства

Если внимательно рассмотреть фото дымковской игрушки или покрутить в руках настоящую фигурку, первое, что удивляет и покоряет, — ее простота. Кажется, что это доступно любому. И тут же хочется попробовать самой. На самом деле это иллюзия, и искусству внешней простоты тоже нужно учиться. Традиционно для создания дымковской игрушки использовалась вятская ярко-красная глина, которую перемешивали с мелким коричневым речным песком. Получалась пластичная масса, напоминающая пластилин, которая очень хорошо лепилась. Глину используют и сегодня, но часто применяют и более современные пластические массы.

Главные персонажи — бараны, индюшки, петухи, олени. Утки и кони — любимые герои из мира животных. И обязательно люди — няньки с детьми, румяные барыни, добрые молодцы, скоморохи. Они едут на тройках, сидят у самовара, катаются на санках. Все детали фигурок лепятся отдельно, затем скрепляются с помощью той же глины, а швы затираются влажной тряпочкой. На фигурки наносится рельеф — острой палочкой прорисовываются рот, глаза, ожерелье, перья и т. п. Для более сложных заглублений используют рельефные штампики, которые тоже изготавливаются из глины. Особенно много декоративных деталей бывает на женских фигурках. Всевозможные нарядные оборки, пелеринки, замысловатые головные уборы, кокошники, зонтики, сумочки — в зависимости от того, кто перед нами, барышня или крестьянка.

Чем раскрашивали свистульки

Следующий этап — сушка и обжиг в горячей печи. Этот процесс может быть довольно долгим, в зависимости от материала — от нескольких дней до трех недель. Затем на фигурки наносится несколько слоев белил, раньше их покрывали мелом, разведенным в молоке. В детском творчестве для побелки применяется белая гуашь. А далее начинается самое интересное — роспись, создание оригинального орнамента. В старину для этого применяли темперные краски, замешанные на яйце с перекисшим квасом, сейчас используют анилиновые красители. Вместо кисточки первые мастера брали деревянную палочку и обматывали ее лоскутом. Для мелких элементов, пятнышек использовали ровно срезанный прутик. Одинаковых поделок не встретишь — у каждой мастерицы свой почерк, авторский стиль рисования, уникальные рисунки. При этом есть общие принципы и правила.

Узоры дымковской игрушки

Важную роль играют цвета — как и в знаменитой городецкой росписи, они чистые и нарочито яркие, без полутонов. Черный и коричневый используются по минимуму — только для подчеркивания деталей. Основные оттенки имеют глубинный символический смысл. Зеленый — это буйство природы. Красный в славянской традиции означает красоту и здоровье. Синий уносит воображение в небесные просторы. Белый фон напоминает о чистоте, добре и правде. А желтый сияет как солнечный свет. Тем более что его принято подчеркивать сусальным золотом, кусочки которого в форме ромбиков в старину приклеивались с помощью яичного белка. Цвета не должны гармонировать между собой. Наоборот — чем пестрее, тем лучше.

Не пропустите

Другой важный элемент дымковской росписи — декоративный узор, орнамент. Он очень простой — чередование ромбиков, зигзагов, точек, кругов, прямоугольников, различных линий. Так обычно рисуют дети, но в дымковской традиции каждая деталь орнамента имеет смысл. Как правило, он связан с природой. Волнистая линия означает воду, круг со звездой — солнце, полоски крест-накрест — символ колодезного сруба, яблоко — знак жизни и плодородия и т. д. Такие орнаменты можно читать как книгу. При этом встречаются фантастические сочетания, невозможные в реальной жизни. Например, на боках у коня будут красоваться ярко-синие яблоки, индюк поразит поистине павлиньим хвостом, а козел — красными рогами, покрытыми позолотой.

Жизнь как она есть

Еще одна особенность этой старинной традиции — отражение сюжетов из жизни и быта представителей разных сословий. Это игрушечная летопись русской жизни. В глиняном исполнении можно увидеть что угодно — уютное семейное чаепитие, катание на лодке по пруду, поездки верхом или на тройке, нарядных барышень в сопровождении элегантных кавалеров, дам с собачками, крестьянских детей на санках. И все это яркое, веселое, радостное! Жизнь, какой она видится детскими глазами.

Дымковский промысел с самого возникновения служил укреплению семьи. Изготовление игрушек было семейным ремеслом. Долгой зимой, когда заканчивались полевые работы, вятчане не лежали на печи, а создавали глиняные шедевры. Вместе месили руками глину, растирали краски, придумывали сюжеты, лепили свистульки и всевозможные фигурки, обжигали, а потом всей семьей раскрашивали. Процесс приносил радость взрослым и детям и был живительным эликсиром для семейного счастья.

Рекомендуем