Жестокое обращение с животными

В России популярен миф о гуманных методах дрессировки, который сложился в советские годы, во многом благодаря кинематографу — картинам, подобным «Укротительнице тигров» и «Полосатому рейсу». 

Кадр из фильма «Полосатый рейс»

Но мало кто знает, что животные-артисты работали на износ, а ради красивого кадра съемочная команда могла легко пожертвовать их жизнями. Один из самых известных и чудовищных случаев — убийство на съемочной площадке льва Васи, который играл в нескольких кинокартинах. Так об этом пишет Максим Могилевский в книге «Полосатый рейс»:

В той сцене, где моряки тащат из медпункта на носилках спящего льва, по сценарию Вася должен был уснуть, наевшись люминала. Но лев не хотел есть снотворное — ни в чистом виде, ни с мясом. И укол ему сделать не могли — специальных клеток-зажимов на теплоходе не было. И это в последний день съемок! Времени больше не оставалось, денег на дальнейшую работу — тоже. И тогда было принято решение: льва, старого и больного, застрелить.

В советских газетах широко обсуждался процесс съемок фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев»: для эпизодов были заживо сожжена корова и зарезаны несколько лошадей. Сам режиссер отрицал обвинения, однако многочисленные свидетели утверждают, что животные все-таки пострадали ради искусства.

Нищета и забвение

Любимцы миллионов могли купаться в лучах славы, а затем в одночасье потерять все: роли, поклонников и влиятельных покровителей. Такое происходило не только со звездами советского кино: их голливудские коллеги, которые были популярны и богаты, в итоге умирали в одиночестве и бедности.

Много замечательных актеров на старости лет едва сводили концы с концами. Изольда Извицкая, Тамара Носова, Алексей Смирнов, Татьяна Самойлова — это неполный список артистов, которые закончили жизнь трагически.

\кадр из фильма «Машенька»

На фоне всех печальных историй выделяется удивительная судьба советской актрисы Валентины Караваевой. В 40-е годы она была звездой и любимицей Сталина, но автокатастрофа, которая изуродовала ее лицо, неудачная эмиграция и тяжелый характер положили конец ее карьере. Вернувшись в СССР, она не снималась, умерла в нищете и полном забвении. 

Харассмент и фаворитизм

Домогательства — не чума нашего века: известны случаи, когда влиятельные советские режиссеры позволяли себе распускать руки (об этом мы знаем из уст самих пострадавших артисток).

Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане»

Ивана Пырьева теперь называют «советским Вайнштейном»: режиссер был одним их самых влиятельных деятелей киноискусства и отличался излишней любвеобильностью. Народная артистка СССР Вера Васильева в своей биографии «Золушка с Чистых прудов» рассказала о приставаниях Пырьева в 1947 году после съемок фильма «Сказание о земле Сибирской». После грандиозного успеха картины режиссер пригласил актрису в свой номер и предложил отблагодарить его за славу и успех, которые обрушились на молодую Веру. Та отказалась — и больше главные роли не получала.

В руках Пырьева были судьбы звезд советского кино: чаще всего возможный отказ главе «Мосфильма» заканчивался для актрис крахом карьеры. Так, к примеру, произошло с Людмилой Марченко, которая не согласилась выйти за него замуж, Ией Арепиной, пожаловавшейся на его поведение в ЦК КПСС, и Екатериной Савиновой, которая дала Пырьеву пощечину в ответ на приставания.

Это не единственный режиссер, которого обвиняли в домогательствах: недавно народная артистка Наталья Варлей обвинила Леонида Гайдая в том, что во время съемок «Кавказской пленницы» он пытался поцеловать ее в номере гостиницы (а через стенку жила его жена). 

Рекомендуем