Прежде чем решать проблемы и трудности, с которыми сталкивается подросток, родителям самим стоит вспомнить, какими они были в этом возрасте. И, опираясь на эти ощущения, почувствовать, что происходит с ребенком.
Нюансы детской психологии
Подростковый период — это время, когда сверстники оказывают очень большое влияние. Оно настолько сильно, что появляется риск не вписаться в какую-то группу. Например, есть дети, которые часто собираются на вечеринки. Если твой ребенок не поддерживает эту «традицию», существует вероятность, что его исключат, поскольку он ощущает себя другим.
Когда нет принятия от близких людей, когда недостает общения, дети выбирают для себя интересы, которыми можно заниматься самим, например, погружаются в чтение, учебу, компьютерные игры. Чем глубже ребенок уходит в одиночество, тем больше нарастает сложность в коммуникации. Она накапливается, как снежный ком, и возникает ощущение, что нужно выглядеть привлекательным в чужих глазах, чтобы заслужить хоть какое-то внимание.
Такие дети, бывает, слывут в школе врунами. Чтобы вписаться в группу, им приходится рассказывать какие-то невероятные истории. Когда ложь всплывает на поверхность, коллективу это не нравится, и он еще больше отвергает ребенка.
Постоянное ощущение, что ты недостаточный, создает повышенную тревожность, ожидание критики. Если даже она случается в простом и комфортном формате, подросток может ее не выдержать.
С чего начать
Когда ребенок приходит поделиться своим одиночеством, важно не обесценить его чувства. Раздели их: «Да, дорогой, это и правда очень тяжело. Это больно. Я с тобой, я всегда буду рядом». Не говорите фраз в духе: «Да ерунда, еще будут у тебя друзья! Это они ничего не понимают…».
Нужно взращивать ощущение, что ребенка достаточно любить просто так. У него нет необходимости быть совершенным или другим. Он уже уникален тем, что есть, и эту уникальность стоит мягко, бережно развивать.
Что стало причиной
На фоне такого принятия можно поговорить и помочь. Направление беседы будет зависеть от того, что стало причиной трудностей.
1. Недавняя смена места жительства или школы
Если у ребенка пока не получается завести новых друзей, поговори с классным руководителем, родителями других детей и попроси принять подростка в разные школьные и внеклассные активности. Через других взрослых можно помочь ему интегрироваться в новую среду.
2. Нереалистичные ожидания или высокие требования к дружбе
Например, ребенок думает, что другой человек будет всегда его поддерживать, или выслушивать его длинные истории, или никогда не будет обижаться, или будет готов погулять в любую минуту. Родителям нужно поговорить о том, что такое дружба, как она может выглядеть. Дать понять, что друг — это живой человек со своими уязвимостями и потребностями.
3. Замкнутость ребенка и ощущение, что он постоянно молчит
Важно помочь подростку развить коммуникативные навыки. Например, составить вместе список ситуаций, в которых не получается общение.
Предложи ребенку истории, которые он может рассказать в коллективе. Помоги сделать их более насыщенными, добавить эмоции, детали или, наоборот, уменьшить их количество. Так ты обеспечишь подростку безопасность в разговоре. Когда в запасе есть 2-3 темы, легче включиться в беседу или ее инициировать.
4. Отклонения в развития, необычная внешность и другие отличия
Необходимо помочь подростку найти компанию, где его примут. Это может быть терапевтическая группа или специальный класс, где есть инклюзивные педагоги, и ребенка с особенностями в развитии примут и не будут высмеивать.
Родители могут прийти на собрание в школе и с разрешения ребенка рассказать о каком-то его моменте жизни, симптоме, чтобы помочь ребятам найти с ним общий язык. Это необходимо, так как детей часто пугает то, чего они не знают.
5. Агрессия
Объясни ребенку, что это не он плохой, а его поведение, и оно причиняет боль другим. Разделяй эмоцию и личность. Если ребенок высказывается посредством насилия, значит, он не нашел другого способа выразить то, что внутри. И взрослые должны ему в этом помочь.
Многие дети понимают, что агрессия — это деструктивно, но не знают, что с ней делать. Предложи ребенку нарисовать ее, танцевать под громкую музыку, мять глину, чтобы снять напряжение и дать эмоции выход. Вместе с ним проговори репертуар других реакций. Когда подросток рассказывает о какой-то ситуации, будто ставь ее на паузу и черти блок-схему, как можно отреагировать: ударить, промолчать, пошутить в ответ, уйти… Тогда у него будет внутренний выбор.
Есть специальная техника замедления, когда ребенку предлагается побить подушку, а потом замедлить движения, чтобы тело успевало прочувствовать реакцию. Отлично помогает спорт, физическая активность. Но при этом важно разбираться в глубинных причинах агрессии.
6. Негативный прошлый опыт
7. Культивация внутри ребенка родителями, что он не такой, как все
«Ты мой птенчик, а остальные — дураки». Подобными фразами взрослый транслирует, специально или неосознанно, что его ребенок исключительный. Например, если подросток приходит и говорит, что у него нет друзей, папа или мама могут сказать: «Они ничего не понимают и пожалеют, что не дружат с тобой, и пусть не дружат, зато у тебя есть мы».
Такая реакция мешает детям вписаться в коллектив. Лучше показывать ребенку, что он может стать частью группы: «Смотри, здесь ребята одного возраста» или «Тут все, как и ты, любят биологию».
8. Усталость, эмоциональное напряжение
На друзей, качественное общение у подростка в современном мире может не оставаться ни времени, ни сил. Стремление к коммуникации, может, и есть, но из-за усталости ей приходится быть непродолжительной, например, как в соцсетях.
Пересмотри график ребенка. Подумай, от чего его можно освободить, чтобы разгрузить, особенно если он сам ощущает, что сейчас в жизни всего избыточно много.
Как еще можно помочь
- Предложи ребенку посмотреть на этот список причин и понять, что ему откликается, почему его не принимают. Пофантазируйте вместе, что будет после того, как случится самое страшное, например, над ним посмеются. После каждого ответа задавай вопрос: «А потом?», чтобы ребенок понимал, что на этом жизнь не кончается.
- Иногда дети компенсируют трудности в общении. Например, ребенок может поддерживать темы, действия, принятые в компании, даже если они ему не подходят. Это угнетает, так как он не может быть собой. Объясни, что это очень хрупкий фундамент, и его легко разрушить. Предложи посетить новый кружок, где подростка никто не знает, и он сможет попытаться проявить себя.
Пробуй ставить вместе с ребенком маленькие конкретные цели. Например, «Давай сегодня пойдем в новую группу, и ты просто пообщаешься с двумя ребятами». Четко поставленная цель уменьшает тревожность для мозга.- Будь на стороне ребенка. Расскажи, как сама находила друзей. Можно попросить поговорить на эту тему ваших близких, учителей, так как подростку еще не понятно, как быть с собой и коммуницировать с другими людьми.
И помни: бросить можно только вещь, а ты и твой ребенок — личности. Если не складывается общение, это всегда можно решить.