Математические действия довольно абстрактны, по этому обучить им маленьких детей не так-то просто. Некоторые детки не только не могут назвать цифру, но и не находят ее на картинке. Часто малыши путают похожие цифры (например, 6 и 9, 1 и 7, 3 и 8). Уж так устроены восприятие и память ребенка, что запоминает и понимает он в первую очередь то, что конкретно: что можно не только увидеть и услышать, но и потрогать, понюхать и лизнуть. Поэтому чем младше дитя, тем больше изобретательности и фантазии придется проявить педагогу. Ввести ребенка в сложный мир математики вам помогут игры.
Первый шаг
С рождения кроху окружает математика. Вы поете ему песенки и потешки вроде: «Раз, два, три, четыре, пять — будем пальчики считать!» Во время занятий гимнастикой отсчитываете движения и учите ориентироваться в пространстве: «Раз, два! Раз, два! Вверх, вниз! Вправо, влево!» 4-месячный малыш с упоением грохочет пластмассовыми шарикамипогремушками. Ползунок пробует на зуб кубики и пытается открыть обувную коробку. Так малыш сталкивается с тем, что его окружают геометрические фигуры и тела. Он знакомится со свойствами предметов, учится их сопоставлять, то есть по-своему проходит начальный курс сравнительного анализа!
Основы логики
Изучение основ математики проходит в несколько этапов. Предложите начинающим математикам следующие игры.Задания на сортировку
- Перемешайте одинаковые предметы разных цветов (прищепки, кубики, пластмассовые колечки и т. д.). Предложите малышу найти предметы одного цвета.
- Ребенку постарше дайте задание разложить предметы одного цвета по мешочкам того же цвета или выбрать из нескольких одноцветных предметов одинаковые по форме.
- Попросите кроху разложить носоч- ки к носочкам, колготки к колготкам, а маечки к маечкам, причем одинаковые носочки можно еще и собирать в пары, а большую папину одежду отделять от средней маминой и маленькой детской. Это и приучение к аккуратности, и отличная тренировка! На этом первом этапе кроха должен научиться распознавать и определять размер предметов и их форму, сравнивать их между собой, устанавливать соответствие между ними по какому-либо признаку, что в сочетании со знанием цветов позволит ему свободнее ориентироваться в окружающем мире, понимать задания взрослых и более четко формулировать свои желания.
Посчитаем?
Второй важный шаг — изучение счета. Основы этого этапа закладываются с самого рождения, когда в разговорах с малышом вы употребляете порядковые и количественные числительные: первый зубик, пять месяцев. Вам помогут народные потешки или считалочки. Знаете, например, такую: «Первый — бравый, второй — кучерявый, третий — сивый, четвертый — красивый, пятый — мятый, шестой — пустой»? А такую: «Раз-два — кружева, три-четыре — прицепили. Пять-шесть — кашу есть! Семь-восемь — денег просим. Девять-десять — белый месяц»? Особое удовольствие малыши, даже новорожденные, получают от пересчитывания пальчиков на их ручках Такой счет сопровождается прикосновением нежных маминых рук, тактильным контактом, то есть реализуется потребность ребенка в ласке и общении.
Дома и на улице
Заниматься математикой с крохой можно везде: на улице, в транспорте, на кухне и в ванной. Как только малыш пойдет, начинайте вслух подсчитывать количество сделанных им шагов и пройденных ступенек. С ребенком постарше посоревнуйтесь во внимании и считайте красные машины, встретившихся собак, малышей в колясках и т. д. — кто заметит их больше во время прогулки? Эта игра настолько увлекает ребенка, что вы сможете без особых сложностей дойти куда вам надо. Да и в транспорте вам будет гораздо спокойнее — достаточно сесть у окошка и вовлечь малыша в процесс подсчитывания чего-нибудь не слишком часто, но встречающегося. Развешивая белье, попросите кроху подать столько прищепок, сколько вам понадобится. Когда будете накрывать на стол, поручите ребенку посчитать членов семьи и разложить нужное количество ложек, салфеток. Скажите, что без его помощи вы просто не обошлись бы, и малыш будет горд собой. Предложите ребеночку закрепить навыки счета, накрыв стол для его игрушек — кукол и плюшевых любимцев. Малыш должен понимать сам принцип счета. Предлагайте ему применить свои знания на практике. К 3 годам малыш может посчитать до 5—10, а некоторые дети этого возраста даже способны сосчитать 2—5 предметов взглядом, то есть не сопровождая счет перемещением пальчика от одного предмета к другому. Когда ребенок хорошо освоит счет по порядку, начинайте обучать его обратному счету. Это задание дается не так легко, поэтому не ждите моментального результата. Начинайте обучаться счету наоборот с пяти или даже с трех. Для наглядности можно использовать подручные средства. Возвращаясь с прогулки, сначала поднимитесь по лесенке на 3—5 ступенек, пересчитав их, а затем спуститесь, отсчитывая их в обратном порядке. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы последовательность чисел закрепилась в памяти малыша, побуждайте кроху к самостоятельному счету. Расскажите ребенку о том, что, ког- да в космос отправляют ракету, тоже считают наоборот: «Три, два, один — пуск!» Поиграйте с малышом в космодром: несколько раз по очереди запустите «в космос» (подбросьте к потолку) мячик или мягкую игрушку. Считайте громко, хором и весело. Когда на улице крохе захочется побе- гать, предложите ему начинать движение по команде «Три, два, один — старт!» и взмаху руки, как делают настоящие спортсмены. Получится веселее, если детей будет несколько. Тут уж соревнования не избежать! Возьмите несколько камешков и, считая вслух, по одному сложите их в ведерко или коробочку. Затем доставайте, проговаривая числа в обратном порядке. Можно наклеить на каждый камешек бумажку с цифрой и вытаскивать их в определенном порядке, воздействуя таким образом и на зрительный канал восприятия малыша.
Что за цифры?
Когда малыш твердо освоит порядковый устный счет, начинайте вместе с ним изучать цифры. Кроха должен понять, что цифра — это не набор закорючек, а обозначение определенного количества предметов. Продемонстрировать связь между цифрой и количеством предметов можно с помощью карточек с цифрами от 1 до 9 и нескольких кружков из цветного картона. Положите на столе перед крохой 1 желтый кружок, а рядом с ним поместите карточку с единицей, потом 2 синих и карточку с двойкой.
Как контролировать запоминание
- Учите по одной цифре в день.
- В начале каждого занятия убедитесь в том, что ребенок твердо запомнил предыдущий урок, в противном случае посвятите еще 1—2 занятия той же цифре.
Поиграйте с малышом в ассоциации: пусть каждый из вас расскажет, на что похожа та или иная цифра. К примеру, восьмерка, положенная на бочок, напоминает бантик или бабушкины очки, а четверка — нос человека в профиль. Сочините про цифру и ее образ короткий веселый стишок.
Предложите ребенку отыскивать цифры во время прогулки, посоревнуйтесь, кто заметит их больше
Обращайте внимание на таблички с номерами домов, транспортных средств, время и температуру, ценники и обозначения скидок в витринах магазинов. Когда кроха хорошо освоит первый десяток, введите новую цифру — 0. Разложите на столе перед малышом несколько предметов. Предложите ему сосчитать их. Затем убирайте по одному и снова пересчитывайте оставшиеся предметы. Когда уберете все, спросите, сколько предметов осталось. Положите перед ним табличку с цифрой 0 и поясните, что ноль — это и есть ничего: «Ноль похож на букву О. Ноль не значит ничего».
Что больше?
Когда крохе исполнится 2,5—3 года, поработайте над усвоением понятий «больше», «меньше» и «равно».
- Выложите перед малышом одну ма- шинку, три мячика, пять кубиков. Каких игрушек больше?
- Посадите за стол несколько кукол и поставьте перед каждой пластиковую чашечку. Предложите проверить, всем ли игрушкам хватило чашек. Ребенок должен сосчитать и то и другое. Обратите внимание, что кукол столько же, сколько чашечек. Значит, все в порядке. Предложите крохе взять из пакета столько конфет, чтобы по одной досталось всем куклам, а также вам и ему.
- Поручите малышу разделить поровну орешки для двух белочек. Объясните ему, что для выполнения этого задания следует брать по одному орешку и класть то перед одним животным, то перед другим. Подведите итог проделанной работе, пересчитав орешки у каждой из белочек.
- Не забудьте упомянуть, что на 2 рав- ные части (поровну) можно разделить только четное число предметов — 2, 4, 6 и т. д. А нечетное количество — 1, 3, 5 — пополам не делится. Эту информацию дайте как бы походя: глупо рассчитывать, что трехлетка сразу усвоит понятия четности и нечетности. Но через какое-то время эта информация всплывет в самый нужный момент и уже не будет восприниматься им как что-то пугающее, незнакомое. Такой принцип подачи материала в педагогике называется «опережающим обучением». Арифметические
Арифметические действия
Вот мы и подошли к этапу активных арифметических действий. Предложите маленькому математику примеры на сложение и вычитание. Возьмите несколько пуговиц себе, а еще несколько дайте малышу. Положите одну пуговицу на стол и скажите: «У меня одна пуговица. Положи рядом с ней одну свою пуговку. Сосчитай, сколько их стало теперь? А если я прибавлю еще одну?» Произведя обратную последовательность действий, продемонстрируйте ребенку принцип вычитания. Постепенно увеличивайте количество слагаемых и сложность заданных операций. К примеру, сначала сложите пуговицы, потом из полученной суммы вычтите несколько штук, а затем снова прибавьте.
Сколько будет дважды два? Малыш постоянно пополняет копилку знаний и опыта. Каковы возрастные нормы (весьма условные, конечно)? В годовалом воз- расте кроха может похвастаться умением сравнивать размеры и различать некоторые формы (шар, куб), знает 3—4 цвета и может совершать ряд последовательных действий. К 1,5—2 годам, как только начинается процесс активного развития речи, малыш, поднимаясь по ступенькам, будет с удовольствием повторять вслед за вами названия чисел, пока не осознавая значения этих слов. Это ускорит понимание ребенком самого процесса счета. К 3—4 годам кроха подходит вполне математически подкованным: хорошо разбирается в геометрических фигурах (различает круг, треугольник и квадрат, иногда другие фигуры) и их названиях, так что отыскать предмет нужного цвета и формы для него — проще простого. В 4—5 лет ребенок может справиться с обратным счетом, он понимает, что такое множество. База знаний, накопленных к этому моменту, позволяет начать обучение арифметическим действиям. К 6 годам ребенок должен отлично считать до десяти, решать и составлять примеры, знать состав числа, а также владеть такими понятиями, как «предыдущее число», «следующее число» и «смежные числа». Как видим, развитие крохи идет быстрыми темпами, а иначе нельзя, ведь с каждым годом школа предъявляет все больше требований к уровню знаний.