Как известно, русскому языку в наших школах отводится наибольшее количество часов. А оценка по русскому в большой степени зависит от орфографической и пунктуационной грамотности, то есть от того, насколько грамотно ваш ребенок пишет.
Нередко родители спохватываются, когда впереди уже выпускной класс и сделатьчто-тобывает очень непросто, на это приходится тратить массу времени и сил. А между тем в раннем детстве(до 6—7 лет)можно заложить основы орфографической и пунктуационной грамотности на всю жизнь.И сделать это, в буквальном смысле слова, играючи, легко, незаметно, без всяких усилий и почти без затрат времени. Фундамент будет прочным и уже никогда не разрушится.

Правила-еще не все!

Прежде всего давайте разберемся, от чего зависит орфографическая, а от чего — пунктуационная грамотность.Многие думают, что от знания правил, но это неправда. То есть, конечно, от данного факта тоже зависит, но в очень небольшой степени.Орфографическая грамотность на практикена 80—90%определяется развитием орфографической зоркости и орфографической памяти.А вот пунктуационная грамотность, тоже на 80%, определяется развитием пунктуационного слуха.Что такое орфографическая зоркость?Говоря попросту, это умение видеть «опасные» места в слове: те места, где можно допустить ошибку (об этом написано в книге Граник Г., Бондаренко С., Концевой Л. «Секреты орфографии». М., 1994).Допустим, мы пишем предложение: «Они шли, и на их дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка» (из сказки «Снежная королева» Андерсена). Представьте себе, что это пишет первоклассник. Так вот, в слове «они» можно допустить ошибку только в первой букве (потому что слышится «ани»). В слове «шли» вообще нет «опасных» мест. В слове «на дороге» — три таких места: предлог со словом раздельно; что «дороге», а не «дароге»; что «дороге», а не «дороги».Понятно, что эти места и нужно проверять, над ними и нужно подумать.Но проблема многих детей (да и взрослых тоже!) в том, что они не видят в словах «опасных» мест и не проверяют их. А проверять каждую букву, разумеется, невозможно. Вот и пишут безграмотно, даже зная правила.

Поиграем-почитаем!

Как же развить у своего ребенка орфографическую зоркость?Для этого существуют две игры. Первая — «Угадай слово», вторая — «Что бы это значило?». Ваш малыш только-только научился читать? Тогда пора! Если регулярно играть в эти игры, учитывая, что они увлекают малыша, у ребенка обязательно появится орфографическая зоркость, то есть бессознательная привычка вглядываться в слово, замечая, как оно пишется и где теоретически можно ошибиться.

Угадай слово!

В этой игре можно использовать лист бумаги, школьную доску или асфальт во дворе (писать мелком). Итак, загадайте слово, достаточно простое, хорошо известное ребенку, допустим «воробей». Это птичка. В слове «воробей» семь букв. Пусть малыш впишет их в квадратики. Но прежде надо знать, как же пишется слово. Если ребенок напишет «варабей» или «ворабей» — он проиграет. В этом случае взрослый говорит, что такой птицы нет, нашу зовут — «воробей». А крохе ой как хочется выиграть! И это хороший стимул к победе.Понятно, что ребенок тоже может загадывать слова, для чего опять же нужно знать, как они пишутся.Кстати, пример с «воробьем» вплотную подвел нас ко второй, тоже очень простой, игре.

«Чтобы это значило?»

Вы замечали, что слово меняет значение, если оно написано неправильно. А знаете, какую ошибку чаще всего делают младшие школьники? Безударные гласные — вот их ахиллесова пята.На том и построена следующая игра.Вы пишете слово, известное ребенку, но намеренно допускаете ошибку. Малыш должен догадаться, что же теперь будет означать слово. А для этого надо увидеть ошибку. Догадался — значит, выиграл. Вот, скажем, «ворабей» — это кто? «ВОРА БЕЙ». Бей вора. Это тот, кто борется с ворами! Милиционер, видимо.А «варобей» — это кто? Это от «ВАРИТ» —кто-товареный. «Вареный воробей», может быть?Как вы думаете, «КОТОК» — что это? Скорее всего, место для выгула котов! А какой мальчик «ХВОСТЛИВЫЙ»? Тот, у которого есть хвост. А что такое «ПОКОЗАЛСЯ»? Превратился в козу! «КАШЕЛЕК» — это не очень сильный кашель (или мальчик, который немножко кашляет). «ЧЕСЫ» — это то, чем чешутся. И т. д., и т. п. Берете простые слова, меняете в них безударные гласные и смотрите, что получается. Подходящих слов очень много.Замечательно, если ребенок регулярно и с увлечением отдается такой игре! Кроха начинает видеть, как изменяется значение слова в зависимости от написания. Иначе говоря, ребенок видит «опасные» места или буквы, которые можно написать неправильно.

Пример Швамбрании

А что такое орфографическая память? Это тоже бессознательная потребность или привычка запоминать, как пишется слово. Просто увидеть — и запомнить. Для этого тоже есть своя игра.

«Загадочные слова»

Обычно это несуществующие, выдуманные слова: чаще всего имена и названия. Помните героев Льва Кассиля, которые придумали страну Швамбранию, а также города, имена исторических деятелей и т. д.А мы возьмем любой предмет, например куклу. Дадим ей разные имена и запишем их. Назвали — записали — показали (ненадолго!) ребенку. Потом кроха должен или произнести слово по буквам, или написать (если умеет). Тогда малыш выигрывает сам предмет, в данном случае куклу. Имена и названия можно давать одновременно двум-трем и более предметам.Вот несколько примеров. Скажем, писающий мальчик — это «Буль-бульчик» (через дефис!); красивая Барби — «Барбимадама» и т. п. Придумывать следует намеренно трудные в написании слова: с удвоенными согласными, двумя-тремя безударными гласными, дефисами. Стоит позаботиться о том, чтобы ребенок иногда проигрывал (иначе ему станет неинтересно). Но чаще он должен выигрывать (иначе не захочет продолжать). Кстати, такое правило распространяется на все подобные игры.Загадывать имена и названия может и сам ребенок — это не менее полезно: в таком случае придется запоминать, как пишутся слова.

Слышать паузы

Поговорим о пунктуационном слухе. Это умение слышать паузы в тех местах предложения, где на письме ставятся знаки препинания. Кстати, слово «препинание» имеет один корень с «запинаться». То есть знак препинания ставится там, где мы как будто запнулись — сделали паузу при чтении, на долю секунды остановились, а потом начали читать снова.Судите сами. Допустим, мы читаем: «Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что успели сделаться взрослыми» (это про Кая и Герду). Теперь запишем то же самое, а на месте пауз сделаем черточки: «Но/ проходя в низенькую дверь/ они заметили/ что успели сделаться взрослыми».Затем запишем все в третий раз, но с неправильными паузами. Попробуйте это прочесть: «Но проходя/ в низенькую дверь они/ заметили что/ успели сделаться/ взрослыми».Галиматьякакая-то,правда? А ведь записано то же самое.Почему мы пишем орфографически грамотно? В основном потому, что видим «опасные» места и просто помним, как пишутся слова, хорошо нам знакомые. Так и пунктуационно грамотно мы пишем потому, что слышим паузы. А вовсе не потому, что задумываемся над каждой запятой. Человек, который не слышит паузы, ставит знаки самым диким образом, даже если знает назубок все пунктограммы.Для развития пунктуационного слуха существует своя игра.

Майор Пронин

Это разведчик. Ему нужно расшифровать сообщение, которое намеренно читаем с неправильными паузами, — в результате получаетсячто-тонепонятное и бессмысленное.Если в роли майора Пронина — ребенок, то эту неправильную фразу озвучиваете вы. Долго мучиться не стоит: возьмите детскую книжку (того же Андерсена) и читайте, но намеренно неправильно. Вашу абракадабру малыш должен прочесть верно, тем самым восстановив смысл фразы.Роль майора Пронина досталась маме? Тогда текст читает кроха. Кстати, для ребенка это не так легко — воспроизвести слова намеренно неправильно.Совет: не берите слишком сложные и длинные предложения, иначе крохе будет трудно выиграть. А победа нужна ему как воздух! Главное — чтобы всем было весело и интересно. Тогда можно смело отдать потехе15—20 минут,возвращаясь к ней2—3 разав неделю. Поверьте, игра стоит свеч, ведь результата удается достичь благодаря забаве. Не упустите такую возможность! Иначе для подросшего дитяти придется нанимать репетитора, которому еще нужно хорошо заплатить.

Рекомендуем