Еще пару десятков лет назад народная мудрость: «Сам себя не похвалишь — никто не похвалит» воспринималась как шутка или сарказм, а сейчас она звучит более чем серьезно.
Что же нужно делать, чтобы заставить людей вас заметить и убедить их, что вы — важная персона?
Шаг 1. Поверьте в себя
Если внутренней убежденности в своих достоинствах и заслугах нет, то любой самопиар превращается в неубедительный спам. Легко сказать «поверьте»! Кто-то с этим ощущением рождается, а кого-то обстоятельства упорно разубеждают… Чтобы поверить было проще, проведите «ревизию достоинств»: вспомните (а лучше запишите) все, чем в себе гордитесь, определите свои сильные стороны, личностные «козыри».
Шаг 2. Составьте летопись достижений
Назвать ее можно как угодно: и портфолио, и архив заслуг, и хвалебная папка… Записывайте, сохраняйте доказательства того, в чем вы преуспели, чего добились, и почему это важно.
Шаг 3. Выйдите из тени
Имейте и высказывайте свое мнение, аргументируйте его. Генерируйте идеи, проявляйте инициативу. Рассказывая о своих успехах и достижениях, подчеркивайте готовность постоянно повышать квалификацию, способность решать любые профессиональные задачи.
Шаг 4. Поработайте над имиджем
Даже в наше время торжества технологий людей все еще встречают по одежке. Так что выглядите как успешная бизнес-леди: «продавайте» свои достоинства еще до того, как скажете первое слово собеседнику.
Шаг 5. Оставайтесь собой
Позиционируйте себя так оригинально, чтобы собеседник (будь то работодатель, партнер или будущий муж) просто не смог (и не пытался) сравнивать вас с конкурентами или другими кандидатами. Не бойтесь быть иной, яркой, необычной — иначе вас просто не заметят или быстро забудут.
Шаг 6. Принимайте признание
Не отмахивайтесь от похвал фразами «это было несложно» (тем более, если это было сложно!).
Шаг 7. Продвигайте окружающих
Особенно если они этого заслуживают. Не будьте эгоистичными. Так вы наберете сторонников, которые станут продвигать вас.
ПОДВЕРСТКА
Мнение эксперта
Ольга Сильверман, руководитель международного агентства по карьерному консультированию Silverman Consult:
«Зачем нужен самопиар? Царь Соломон сказал: «Скромность — самый верный путь к забвению». Если никто не знает про ваш бизнес, как вы привлечете к себе клиентов? Если никто не знает о ваших достижениях, как вы обойдете конкурентов во время поиска работы? Вот как можно себя продвинуть…
1. Личные аккаунты в социальных сетях — самый важный элемент самопиара на сегодняшний день.
Думайте о том, что пишите, не допускайте грубости, чрезмерного политизирования. Покажите окружающим всю многогранность своей натуры, но делитесь своей жизнью аккуратно, продуманно.
2. Профессиональные сообщества.
Пишите статьи, участвуйте в дискуссиях, знакомьтесь с экспертами в своей теме.
3. Конференции.
Участвуйте в них в качестве спикера и слушателя, расширяя сеть своих профессиональных контактов.
Чего стоит избегать при самовосхвалении?
- представления принадлежащих не вам достижений;
- непроверенной информации;
- излишне частого упоминания о себе;
- участия в сомнительных мероприятиях;
- панибратства и фамильярности по отношению к экспертам («А вот мы с Иваном Ивановичем позавчера…»).
Составьте самопрезентацию-«визитку» (ELEVATOR PITCH)
Представьте, что вы вошли в лифт и встретили незнакомого человека, которому очень хотели бы понравиться. Подумайте, как бы вы представились ему. Долго вас слушать внимательно не будут (у вас от 1 до 2 минут), станете «мяться» — не запомнят. Расскажите о главном динамично, образно и убедительно. Редактируйте «визитку» в зависимости от обстоятельств и изменений в карьере и уверенно произносите при любом новом знакомстве.
Время: друг или враг?
Для «всеуспевания» и самопродвижения, важно сформировать правильный внутренний образ. Вот сравните.
✓ Образ негативный: «Я хронически ничего не успеваю», «Вечно ни на что не хватает времени», «Дома и на работе я не выхожу из состояния цейтнота».
✓ Образ позитивный: «Я умею управлять временем», «8 часов — достаточный срок, чтобы я решила текущие рабочие вопросы», «Я — отличный работник, прекрасная хозяйка, заботливая жена и мать. У меня на все и всех хватает времени».
Интересный факт
Согласно исследованиям Гарвардской Бизнес Школы (Harvard Business School), только 3% студентов записывают свои личные цели и задумываются о построении персонального бренда перед началом учебы. 10 лет спустя, эти выпускники зарабатывают в 10 раз больше, чем оставшиеся 97% вместе взятые.