Банкомат — полезное и надежное устройство. А сохранность денег на карте выше, чем наличных в кармане. Но даже самые проверенные машины иногда дают сбой. Как поступить? Рассмотрим самые распространенные проблемы, связанные с банкоматами.
✓ Банкомат не вернул карту
Любой банкомат заберет обратно карту, если ты не извлечешь ее в течение 60 секунд после завершения операции. Также банкомат не вернет карту при неверном введении ПИН-кода более трех раз подряд. Если с тобой такое произойдет, карту ты получишь в отделении банка при предоставлении паспорта за 3–7 дней. Однако иногда банкомат дает сбой и не возвращает банковскую карту и при правильном проведении операций.
Что делать
Подожди 5 мин., не отходя от банкомата (он может сработать с задержкой), а потом звони в колл-центр банка, выпустившего карту, и следуй указаниям сотрудника. Некоторые банки требуют подойти к ним офис с письменным заявлением о произошедшем. В заявлении необходимо указать все детали — номер карты, дату и время сбоя, расположение банкомата.
✓ Банкомат списал деньги, но не выдал наличные или выдал неполную сумму
Если ты не заберешь за 30–60 секунд выданные банкоматом купюры, устройство задержит их, чтобы твои наличные не достались посторонним. А деньги через несколько дней вернутся на счет твоей карты. Это норма. Хуже, когда в результате технического сбоя банкомат печатает чек о списании денег со счета, но сами деньги не выдает или выдает их в неполной сумме.
Что делать
Для начала подожди у банкомата 3–5 мин. на случай задержки. Затем пересчитай купюры, поднеся их к видеокамере — она находится в верхней панели банкомата. Запись будет проверяться. Обязательно сохрани чек. Если банкомат так и не выдаст деньги, звони по номеру колл-центра банка. Его нужно заранее внести в память мобильника. Запиши имя сотрудника банка и номер твоего обращения. Скорее всего, нужно будет подойти в отделение банка с заявлением. Его должны рассмотреть в течение 3–5 дней. Если банк рассмотрел заявление, но решил не возвращать деньги, обращайся в Роспотребнадзор или сразу в суд.
✓ Банкомат не зачислил на счет наличные или не провел платеж
Не волнуйся. Может произойти техническая задержка на срок до нескольких часов. Платежи за некоторые услуги, оплаченные через банкомат, иногда идут до трех рабочих дней. Худший вариант — если банкомат выдал чек о принятии наличных и проведении платежа, а платеж так и не прошел.
Что делать
В любом случае, обращаться в банк с заявлением можно только через три дня после проведения операции. Обязательно сохрани чек.
Способы мошенничества
Скотч-метод
Банкомат принял карту, ты слышишь шелест купюр, а деньги не выдаются. В этом случае не стоит вынимать карту и отправляться на поиски исправного банкомата. Так как, скорее всего, купюры были выданы и списаны с твоего счета. А затем приклеились к двустороннему скотчу, закрепленному мошенниками в диспенсере банкомата. Звони в колл-центр, опиши ситуацию и жди указаний.
Скимминг
Для этого способа кражи используются скиммеры — устройства, которые вставляются в картоприемники и копируют данные с магнитной полосы карты. Самостоятельно распознать такие устройства сложно.
Ливанская петля
Мошенники закрепляют в картоприемнике «ловушку» из фотопленки. Ты вставляешь карту, она застревает. Рядом оказывается «доброжелатель», он предлагает еще раз ввести ПИН-код. После бесполезных попыток ты отправляешься в банк — писать заявление. А вор вынимает твою карту из картридера. ПИН-код записывается с помощью камеры.
Как защитить свои деньги?
- Не пользуйся подозрительными банкоматами. Тревогу должны вызвать непривычный внешний вид клавиатуры или картоприемника. А также странные надписи на экране.
- Не принимай помощь посторонних людей, если карта застряла в картоприемнике или не выданы деньги.
- Подключи sms-информирование об операциях по твоей банковской карте.
- Храни на карте минимум денег, необходимых для оперативных покупок. Крупные суммы держи на депозите.