Главной киноновинкой лета 2023 года стал фильм «Барби» с Марго Робби и Райаном Гослингом. Мировая премьера прошла 21 июля. Режиссером кинокартины стала американская актриса, постановщик и сценарист Грета Гервиг. Из нашей статьи ты узнаешь, откуда Гервиг пришла в режиссуру и как это отразилось на ее стиле, а также почему ее фильмы, несмотря на очевидную фемповестку, нравятся не только феминисткам.
Так как фильмография Гервиг как режиссера еще небольшая, добавили в нашу подборку несколько классных кинопроектов, где она снималась сама.
Грета из мамблкора
В кино есть жанр «мамблкор» — такое название присвоили независимому кино с небольшим бюджетом. Но это не главная особенность жанра. Его характерное отличие — фокус на естественности. Диалоги в таких фильмах могут обрываться на полуслове, реплики и действия героев кажутся невнятными, а камера постоянно «пляшет» — все это нужно, чтобы у зрители создалось впечатление, что он подглядывает за чьей-то жизнью.
Грета Гервиг играла как раз в таких фильмах. И справлялась с этим так хорошо, что ей даже присвоили негласное звание «королевы мамблкоров». Гервиг органично вписалась в такие фильмы, как «ЛОЛ», «Ночи и выходные», «Ханна берет высоту», в том числе потому, что умеет работать в условиях свободного сценария и импровизировать, опираясь на сиюминутные эмоции и «красоту момента». Весь этот «мамблкорский» бэкграунд позже ляжет в основу ее режиссерских работ.
Грета и феминизм, а также другие повестки
Грета Гервиг — феминистка, которая доносит свою позицию без радикальных выпадов. В той же «Барби» —целый букет актуальных социальных маркеров, но они не вызывают отторжение. Причина — оформление и подача. Грета не использует повестку в лоб, в ее фильмах больше отсылок и гэгов (комедийных приемов, в основе которых лежит очевидная нелепость), чем прямых формулировок. Гервиг дает зрителю возможность поиронизировать над персонажами или собой. В ее героях нет осуждения — лишь желание разобраться в себе и мире вокруг. Ну, возможно, еще немного бунтарства.
Такая легкость — наследие тех самых малобюджетных и во многом биографичных кинокартин, в которых снималась Гервиг. Грете удалось сохранить непринужденность в работе, несмотря на то, что сейчас бюджеты ее фильмов сильно превышают «мамблкорские».
Фильмография Гервиг: как актрисы и режиссера
Актриса
1. «Гринберг», 2009
Если до 2009 года о Гервиг знали лишь любители независимого кино, то фильм «Гринберг» с Беном Стиллером в главной роли принес Гервиг популярность. Снял драматичную комедию режиссер Ноа Баумбах, который через пару лет после этой работы стал мужем Гервиг и соавтором большинства ее сценариев.
В «Гринберге» Грете досталась роль второго плана. Ее персонаж — девушка по имени Флоренс была единственной, кто умудрялся находить хорошее в главном герое — раздражительном неудачнике Роджере Гринберге, который оказался на перепутье своей жизни.
«», 2012
Сценарий к этой кинокартине Гервиг придумала и написала уже вместе с Баумбахом, который также стал режиссером фильма. В этот раз Грета сыграла главную роль. Ее героиня Фрэнсис живет в Нью-Йорке, крутится в танцевальной тусовке, но совсем не чувствует себя ее частью.
За невыносимую легкость вперемешку с отчаянием, которую Гервиг донесла с экрана, ее номинировали на «Золотой глобус».
3. «Госпожа Америка», 2015
Через три года после «Милой Фрэнсис» Гревиг и Баумбах придумали фильм «Госпожа Америка». Героиня Гервиг сыграла полную противоположность Фрэнсис — активную девушку по имени Брук, «которая точно не тратит свою молодость впустую» и «занимается всем и ничем». По крайней мере, так ее характеризовала замкнутая студентка Трейси, которая узнала, что скоро они с Брук станут одной семьей, ведь ее мать собиралась замуж за отца новой знакомой. Фильм — увлекательная история о том, как Брук втягивает Трейси во всевозможные приключения и авантюры.
Режиссер
1. «Леди Берд», 2017
«Леди Берд» с Сиршей Ронан и Тимоти Шаламе стал первым фильмом Гервиг и сразу вывел ее в топ. Картину о девочке-подростке приняли очень тепло. За нее Гервиг второй раз наминировала на «Золотой глобус» и впервые она стала номинантом кинопремии BAFTA. Американская киноакадемия тоже не прошла мимо: Гервиг получила за «Леди Берд» две номинации на «Оскар» — как сценарист и постановщик.
В дебютном фильме она рассказала историю о школьнице Кристине МакФерсон — ученицы католической школы в Сакраменто, «которая живет там, где пути расходятся». «Леди Берд» всем своим видом показывала, что ей не место в том захолустье, где она вынуждена жить. Больше всего на свете она мечтала уехать из своего провинциального городка в Нью-Йорк. Удалось ли ей это? Вопрос, на который точно захочется получить ответ после трейлера.
«Маленькие женщины», 2019
Следующим проектом Гервиг стал ремейк фильма «Маленькие женщины» (1994) по одноименному роману американской писательницы Луизы Мэй Олкотт. Гервиг не стала переосмысливать историю, но ее обновленный вариант напомни о том, какими разными могут женские пути. И что важнее не борьба, а возможность выбора. Свобода выбора.
События разворачиваются в период Гражданской войны в США, в семье, где растут четыре сестры. Совершенно разные по темпераменту и взглядам на жизнь. Проблемы, с которыми сталкиваются девушки, актуальны до сих пор: первая любовь, горькое разочарование, томительная разлука и непростые поиски себя и своего места в жизни.
3. «Барби», 2023
Фильм «Барби» на первый взгляд выбивается из сюжетов, которые были у Гервиг до. Но это только так кажется. С толку сбивает обилие розового цвета и «вылизанная картинка» идеального мира. На деле, как мы уже отмечали, Гервиг осталась верна себе и наполнила фильм намеками, отсылками и комедийными приемами. Поэтому «Барби» уже успела назвать фильмом, который «вовсе не такой, каким кажется сначала». Он намного глубже. О том, что Гервиг было не все равно на смысловую нагрузку, говорит ее борьба с продюсерами за эпизод, где Барби отмечает красоту пожилой женщины.
Пожилую женщину на скамейке, с которой говорила Барби, сыграла художник по костюмам Энн Рот. В интервью Rolling Stone Гервиг назвала ее легендой и отметила, что в этот эпизод вложена «идея любящего Бога».
Сцену хотели убрать, в том числе представители фирмы Mattel, создателя куклы Барби. Объясняя свое решение тем, что этот момент не несет смысла. Однако для Гервиг эмпатия и неравнодушие Барби в этой сцене играли большую роль. Она даже назвала эпизод «сердцем фильма».
Что касается завязки истории: все начинается, когда Барби выгоняют из Барбиленда, потому что она уже не соответствует его нормам красоты. Тогда кукла начинает новую жизнь в реальном мире и приходит к выводу, что совершенства можно достичь только через внутреннюю гармонию.