В народном календаре февраль именуется снежнем — за глубокие снега, лютым — за сильную стужу, сеченем — за то, что отсекает зиму и меженем — за то, что стоит между ней и весной. А границей между ними служит Масленица.
Как бы зима ни злилась, сердито поскрипывая снежком под ногами и пощипывая морозом за щеки, но все вокруг уже обещает скорое тепло. Смену сезона предвещает чистое и глубокое небо с ярким солнышком — круглым и горячим, как блины, которые выпекают в масленичную неделю. Хотя она и не имеет точного срока (в этом году приходится на 20–26 февраля), на Руси ее никогда не пропускали.
Сохранившийся еще с языческих времен праздник, как никакой другой в календаре, объединяет всю семью — и пожилых, и самых маленьких. Да вы и сами сможете в этом убедиться, если решите отметить его по правилам.
Приметы весны
В старину любили повторять: «Батюшка-февраль пришел, мужик зиму перерос, дело — к масленице». Готовиться к ней начинали заранее, с самого начала месяца: подбеливали печи, все в доме тщательно мыли и скоблили, украшали рукоделием, готовили Масленицу — большую куклу из соломы, одетую в сарафан или овчинный тулуп мехом вверх, а еще шили маскарадные костюмы для взрослых и детей. Особой популярностью пользовались конь, коза и медведь. Ведь родная сестра европейских и латиноамериканских карнавалов — русская Масленица немыслима без ряженых.
Ее так и называли русским карнавалом. А пока шли предпраздничные хлопоты, все от мала до велика внимательно следили за приметами приближающейся весны.
Она окажется ранней, если в Макарьев день (1 февраля) будет оттепель или ясная погода, и дружной, если на Аксинью Полузимницу (6-го числа) пойдет дождь.
Сильный ветер и метель на Ефрема Сирина (10 февраля) сулят сырое и холодное лето.
Усыпанное звездами небо в ночь на 14 февраля — на Трифона Перезимника (он же Звездопад и Мышегон) — к затяжной весне, вьюга на следующий день, в Сретенье, — к поздней, солнце и тепло — к ранней и теплой, снег — к дождливой. Покажется к вечеру солнышко — ждите сильных морозов на Масленицу!
На Николая студеного (17 февраля) всегда идет снег и стоит сильный мороз. То же самое происходит и 24 февраля — в масленичную пятницу, когда, по народному выражению, «Власий морозом корове рог сшибает».
А на второй день после масленицы — на Онисима Зимобора (28 февраля) весна начинает с зимой бороться и одолевать ее. Гуляя с ребенком, запоминайте, какая стоит погода, чтобы потом проверить, подтвердятся приметы или нет!
Горелки и зарница
Не задумывались: почему, собственно, Масленица, а не блинница, например? Да просто в конце февраля начинались отелы — у коровок появлялось молочко, из которого сбивали маслице, приговаривая: «Пролилось маслице на дороги, уноси, зима, ноги». Отсюда и название праздника. Масленица вообще славится устным народным творчеством — поговорками, присловьями, потешками, считалками, которые детвора просто обожает. Даже младенцы оживляются, когда слышат их от мамочки.
Пришел месяц бокогрей,
Бок корове обогрей,
И корове, и быку,
И седому старику…
Эту припевку в числе прочих обычно выкрикивали деревенские ребятишки в масленичную неделю. Не было на Руси семьи, дома, двора, села и города, где не отмечали бы этот праздник. Получался он всегда шумным, с безудержным весельем, ряжеными, песнями и играми. Организованные на свежем воздухе, они вдвойне полезны: помогают малышам надышаться кислородом, набегаться вдоволь и не дают замерзнуть.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Кто из нас не слышал начало этой припевки? А ведь она из горелок! Горелки — тот же ручеек. С той только разницей, что, когда припевка кончается, оказавшаяся впереди пара должна разбежаться в разные стороны под крики остальных участников игры:
— Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
Горящий (он стоит в 5–6 шагах от разбегающейся пары) догоняет одного из беглецов. Если игроку удается взяться за руки со своей парой до того, как его поймают, оба они встают в начале колонны, и все начинается снова. Если нет — это место занимает горящий с захваченным игроком, а водит тот, кто остался без пары.
С самыми маленькими можно поиграть в бабу Ягу: усадить верхом на метлу и попросить «пролететь» мимо расставленных в ряд кеглей. Кто меньше собьет, тот и победил! А можно поводить хоровод вокруг «солнышка», закрепив его изображение на шапочке ребенка, стоящего в центре. Остальные детки берутся за руки и обходят его по кругу, напевая: «Гори, солнце, ярче — летом будет жарче, а зима теплее (круг сужается), а весна милее (круг расширяется)». Тут «солнышко» кричит «Горю!» и бросается догонять разбегающихся малышей. Ребенок, которого поймают, становится новым «солнышком».
А как насчет зарницы по-древнерусски? Ставите всех детей в хоровод, кроме одного — он будет «зарей» с лучиком в виде ленточки. Пока все стоят, взявшись за руки, «заря» ходит за спинами игроков и приговаривает:
— Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!
Произнося последние слова, «заря» потихоньку кладет ленточку на плечо одного из игроков. Поворачиваться и вертеть головой при этом нельзя! Тот, кому досталась ленточка, мчится в одну сторону по кругу, «заря» — в другую. Кто первый добежит до освободившегося места в хороводе и займет его, тот становится игроком, а не успевший превращается в «зарю», берет в руку ленточку, и все повторяется.
Русские блины
Помните, как описывает Пушкин милый его сердцу патриархальный быт, среди которого растили своих дочерей родителей Татьяны и Ольги Лариных:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины…
Символизирующие Солнце, а значит и долгожданную весну, они главная примета праздника. Кроме блинов (а их множество видов), на стол ставили оладьи, пышки, колобки, вафли разных форм, жаренное в масле тесто — хворост и любую другую выпечку. Ее было так много, что в доме становилось тесно от мучного — выносили столы на улицы, ставили печки-каменки и тут же пекли блины. Рядом шипели самовары, а возле них ставили хлебный квас, брусничный и клюквенный морс, теплый медовый сбитень: пока наши предки не перешли на чай, это был главный русский напиток! Припасали к празднику молочные продукты и рыбу, а вот мяса совсем не ели. Ведь масленичная неделя называется мясопустной, потому что вплотную примыкает к Великому посту, который продлится 40 дней — до самой Пасхи.
Праздничная неделя
Раньше Масленицу праздновали не одну, а целых две недели, как и зимние святки, но потом ограничились одной. Каждый день в ней имеет свое название и особое предназначение. До среды Масленица читается узкой. Это значит, что веселиться круглые сутки было не обязательно: какую-то часть дня можно было уделять работе. А с четверга начиналась широкая Масленица — вот тут-то уже все дела пускали по боку и начинали праздновать на широкую ногу. Самый главный элемент тут — постоянные поездки к бабушкам-дедушкам и прочим родственникам, а также их прием гостей у себя дома. В этом праздник вся большая семья объединялась, и от этого детворе было особенно радостно!
Понедельник — встреча. Встречают, конечно же, Масленицу. А для этого нужно встать по раньше и всей семьей (и лучше не одной, а в большой компании) выйти за околицу. Ну или просто на улицу. Пусть кто-то из взрослых забежит вперед с куклой из соломы, символизирующей Масленицу. Ее можно привезти на встречу с детьми на санках, украшенных лентами, или просто принести в руках, насадив на шест. При этом полагается петь: «А вот Масленица во двор въезжает, ее ребятушки встречают». Детвора должна радостно кричать в ответ: «Приехала! Пришла Масленица!»
В этот день самые главные забавы — качели (не те, к которым мы сейчас привыкли, а круглые — столб с вращающимся кругом, к которому привязаны веревки) и, разумеется, катание с горок. Ведь съезжают с них плавно, как по маслицу. Так что развлечение очень даже в тему! А еще положено было навещать бабушку по маминой линии. Если она живет отдельно, обязательно отправляйтесь к ней с детьми в этот день. Папу с собой пока можно не брать: по праздничному регламенту наносить визит теще ему полагается в среду.
Вторник — заигрыш. Начинаются уличные гулянья в смешных масках и веселых костюмах. В старину в этот день устраивали смотрины невест, парни приглашали девушек прокатиться на санках, а детвора съезжала с горок на лубяных и рогожных «катушках» — ледянках. Внизу их подстерегала вооруженная снежками ватага ожидающих своей очереди ребятишек. Санки опрокидывались, и все со смехом летели в снег. Для зазывания Масленицы произносили
слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».
За играми и весельем не забывали про приметы. Чем выше горка — тем лучше уродятся хлеба. Чем дальше сани прокатятся — тем длиннее будет лен. Чем больше веселья и громче смех — тем скорее растает снег. А вы как думали!
Среда — лакомки. В этот день вся семья — теперь уже вместе с папой отправлялась в гости к бабушке по линии мамочки. Это называлось — к теще на блины. Она должна была приготовить их своими руками, а внуки помогали бабушке замешивать тесто. Первый блин, как водится, комом, но дальше — все тоньше и вкуснее!
Четверг — разгуляй. Начиналась широкая Масленица с катаниями на тройке с бубенцами. Сани украшали коврами и вышитыми подушками, чтобы отправиться на них к родне на другую улицу или в другое село. Для хозяев существовало правило: «Что есть в печи, все на стол мечи». Столы застилали чистыми скатертями. Блюда с пирогами и прочей выпечкой накрывали вышитыми полотенцами. «Благодарим за хлеб, за соль, за щи — спляшем, за кашу — песенку споем, а за кислое молоко выскочим высоко», — выкрикивали с порога дети. После праздничного обеда все высыпали на улицу — кататься с горок и играть в снежки.
Пятница — тещины вечерки. В этот день в доме ждут бабушку по линии мамочки. Да не одну, а вместе с дедушкой, родственниками и подругами тещи. Для бабушки пекли блины, окружали ее вниманием и любовью. Замечательный обычай!
Суббота — золовкины посиделки. На этот раз в гости звали тетю — сестру папы и осыпали ее подарками. Впрочем, мамочкиных сестер и подруг тоже не возбранялось приглашать.
Прощеное воскресенье, или поцелуйный день. Хороший существовал обычай: вместе с уходящей зимой отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и получить прощение для себя. В каждой семье утро начиналось с того, что дети просили прощения у родителей, младшие — у старших. В знак полного примирения троекратно целовались. Потом шли в другие дома, к родным и знакомым, там повторяли обряд. Даже случайные встречные могли обратиться друг к другу за прощением и получить отклик сердечной доброты. Все словно становились одной большой семьей.
Проводы Масленицы
А дальше начинались проводы Масленицы. Этот последний день был самым шумным и богатым на развлечения. Устраивали, например, соревнования в силе и ловкости — и командные, и парные. Для борьбы один на один расчищали круг. Смельчак входил в него и выкликал желающих помериться силой. Соперника требовалось положить на обе лопатки или перекинуть через себя.
О кулачных боях многие знают лишь понаслышке, но до сих пор помнят правила: лежачего не бьют, в руки ничего не берут. Начинала их детвора. Шли «стенка на стенку», «улица на улицу» или «деревня на деревню». Когда одна сторона теснила другую, на помощь приходили старшие, а потом вступали взрослые. За соблюдением правил следили старики. Нарушишь — больше к борьбе не допустят!
В городах и деревнях устраивали разные игры и проводили бега. Детвора пускалась наперегонки, а взрослые соревновались на конях. В некоторых областях Сибири пешие пытались обогнать конных! Кто не силен в беге, мог попробовать себя в лазании по столбу, вкопанному в землю и политому водой, чтобы покрылся льдом. Неудачника осыпали насмешками, а победитель снимал приз с верхушки столба.
К последнему дню Масленицы повсюду воздвигали крепости из снега. Над входом в городок перекидывали арку из снежных глыб. Все это украшали ледяными фигурками или флажками, а по вечерам зажигали там факелы или фонарики.
В Прощеное воскресенье к крепости двигался масленичный поезд. Устраивали его как можно забавнее. На старые сани ставили ветхую лодку, нагромождали ящики или сооружали помост. Поезд тащили «тощие клячи», обвешанные мочалками, вениками, запряженные веревочной сбруей. Везли они ряженых — «царя» с «генералами» и скоморохов. Вокруг собиралась толпа в маскарадных костюмах. Все шумели, шутили, перекидывались снежками, продвигаясь к крепости.
Здесь толпа разделялась на защитников и нападающих.
По знаку «царя» или «генерала» атакующие мчались на снежный городок, разметая защитников. Надо было прорваться в крепость, несмотря на плотный через обстрел снежками, сломать ее и разрубить арку. Обычно это делали всадники на лошадях. Удальца-победителя при всеобщем ликовании стаскивали с коня и купали в снегу. В роли такого «коня» может выступить и папа, усадивший малыша на спину или на плечи. Можно даже целую «конницу» из пап с детьми организовать — было бы желание!
В воскресный вечер повсюду полыхали костры — «жгли Масленку», которую до этого весь день носили на палке. Собрав пучки соломы, щепки, доски, плашки, старые бочки и ненужный хлам складывали кострище где-нибудь за околицей у реки.
Масленицу называли обманщицей: развеселит, раззадорит, полыхнет огнем да и погаснет. С догоравшими кострами заканчивались празднества. Детворе сообщали: «Сгорели молоко и масло, остался только редькин хвост на Великий пост». Масленичные обряды с их весельем, огнем костров, катанием в снегах должны были растопить, прогнать утомившую зиму, помочь всем встряхнуться после затяжных холодов, напомнив, что весна и в самом деле уже не за горами!