Возраст с 4 до 7 лет считается достаточно спокойным с точки зрения развития ребенка: позади кризис 3-х лет, ребенок уже стал спокойным и ласковым, он хочет быть хорошим и очень старается нравиться родителям и воспитателям. Он понимает, что ему говорят, и с большим удовольствием включается в игры со взрослыми и другими детьми.
Малыш уже умеет ждать (обеда, праздника, маму с работы), умеет просить то, что хочет, умеет говорить о том, что ему не нравится. До школы с ее характерными проблемами адаптации к новому коллективу, к новой учебной деятельности, к сидению за партой на протяжении длительного времени еще далеко. Однако, дошкольный возраст — крайне важный этап развития ребенка. И то, как он пройдет, очень скоро откликнется родителям и воспитателям.
Почему в период с 3,5 до 7 нужно развивать эмоциональную сферу ребенка
Если возраст до 3-х лет считается сензитивным (благоприятным) периодом для развития моторной и телесной функций, то возраст от от 3,5 до 7 лет — это сензитивный период для развития эмоциональной сферы. До кризиса 3х лет эмоциональная жизнь ребенка хоть и насыщенна, но очень проста — спектр и дифференциация эмоций еще достаточно ограниченны.
Как правило, эмоции связаны с витальными потребностями детского организма и отражают удовлетворение/неудовлетворение этих потребностей. Радость от ощущения взрослого рядом, радость от подвижной игры, от вкусной и сытной еды. Страх остаться одному, потеряться, как следствие — не иметь возможности удовлетворить потребности организма. Пока еще крайне высока физическая зависимость от взрослого, и эмоциональная сфера призвана обеспечивать потребность во взрослом, привязанность к нему и борьбу за удовлетворение биологических потребностей.
К 3,5-4 годам ребенок уже овладевает основными бытовыми навыками:
- может самостоятельно есть, ходить в туалет;
- частично убирать за собой;
- уже уверенно ходит и бегает;
- разговаривает;
- отличает своих и чужих.
По большому счету, готов к физическому выживанию без взрослого.
Статус ребенка в семье
Семья все еще остается основной средой обитания ребенка. И развитие эмоциональной сферы происходит в первую очередь в семье.
Для этого есть как минимум три причины:
- Он уже перестал быть полностью зависимым существом, требующим ухода и любви.
- Он уже имеет свое мнение, свое отношение к происходящему.
- Он готов помогать по мере своих сил взрослым и это добавляет значимости в его положение в семье.
-
Не пропустите
Конечно, ребенок не может вдруг из совершенно несамостоятельного и зависимого существа превратиться в полноценного и ответственного члена семьи. Смена статуса происходит постепенно, при активном участии и помощи взрослого.
Вначале ребенок получает очень маленькие задания, с которыми ему под силу справиться самому:
- отнести тарелки на стол и расставить их;
- сложить мягкие игрушки в коробку;
- насыпать коту в миску корм.
В дальнейшем ребенок уже сможет самостоятельно выполнять более сложные задания:
- накрыть на стол;
- убраться в комнате;
- ухаживать за питомцем.
И совершенно не важно, что делает ребенок, и есть ли от него на данном этапе реальная помощь взрослому,
Он начинает понимать тонкости субординации и авторитета, понимать свое место — место подчиненного, но в то же время и ответственного и важного члена системы.
Получить подобный опыт можно только в семье. Отношения там уже устоявшиеся (понятно кто главный, разделены сферы ответственности), и ребенок спонтанно и совершенно естественно занимает свое место, не претендуя на излишнюю значимость, не умаляя свой статус.
Он знает, что его любят и принимают, он доверяет своим взрослым и не ждет от них угрозы. Занимая свое место в системе семейных отношений, ребенок постепенно усваивает и эмоциональные основы общения. В семье он сталкивается с наибольшим разнообразием чувств и эмоций: любовь, гнев, обида, злорадство, стыд, вина и прочее. Именно в семье ребенок получает первый опыт управления своими чувствами, учась этому у близких. Очень часто именно эти поведенческие паттерны и приносит человек в свою взрослую жизнь, в свою семью и передает их своим детям.
Как помочь ребенку вырасти самостоятельной личностью, или две ошибки взрослых
Хорошо, если в семье все устроено так, как описано выше: старшие готовы с любовью и пониманием принимать маленького члена семьи в свою систему, отмеряя ему ту долю ответственности и самостоятельности, которую ребенок заслуживает в каждом возрасте. Ведь совершенно понятно, что в 4 года это совсем небольшие поручения, а в 7 лет ребенок уже может взять на себя значительно больший объем дел.
То же относится и к принятию во внимание мнения ребенка в формировании семейных планов (как провести выходные, какой фильм посмотреть), совершению покупок в дом (цвет обоев, аромат шампуня и пр.). Позиция ребенка редко является определяющей при принятии подобных решений, но сознание, что мнение его важно и будет услышано, заставляет ребенка думать прежде чем говорить, а также внимательно исследовать то, что ему нравится и не нравится.
И в благоприятных обстоятельствах именно
Ошибка №1
Однако, часто отношение к ребенку в семье не такое, как описано выше. В практике консультирования родителей часто встречаются случаи подчеркнутого отношения к ребенку как к существу «еще бестолковому, не заслуживающему доверия».
В этом случае детей отстраняют от любой активности в бытовой жизни семьи, где они могли бы почувствовать свою значимость. Вокруг них часто кружится множество нянек, готовых исполнить любой каприз, тогда как на деле ребенок нуждается в активном включении в жизнь взрослых.
В дальнейшем, лет в 14, когда родители начинают требовать от такого ребенка ответственности за свои поступки, самостоятельности, способности принимать решения, они сталкиваются с тем, что ребенок сделать этого не может. Ответственность и самостоятельность закладываются в значительно более раннем возрасте, в 4-5 лет, когда ребенок в комфортной и защищенной семейной среде совершает свои первые самостоятельные реальные действия в настоящей жизни.
Невозможно научиться ответственности и самостоятельности под постоянным давлением со стороны взрослого, когда нет возможности самому спланировать свое действие, сделать ошибку, расстроиться из-за нее и исправить ситуацию самостоятельно в следующий раз.
А если при этом за неудачу получил сочувствие и поддержку, а не агрессию со стороны взрослого, то это совсем хорошая история.
Ошибка №2
Встречается и другая крайность в семьях, когда к ребенку относятся как к совсем взрослому и сформировавшемуся человеку, требуя от него взрослого поведения. В этом случае дети получают излишне для них сложные поручения со стороны взрослых, а неудачный результат вызывает агрессивное поведение взрослого с обвинениями в адрес ребенка.
Ребенок еще не готов ни к сложным заданиям, ни к тому, чтобы самостоятельно переживать неудачу.
- к нежеланию отвечать за свои поступки;
- отсутствию самостоятельности в принятии решений и совершению выбора.
Авторитет взрослого не равно авторитаризм
Авторитет родителя (или другого взрослого) — один из важных элементов семейной иерархической системы.
Противоположным авторитету является авторитаризм. В этом случае ребенок не признает первенство за взрослым, но
Такие дети в детском коллективе часто демонстрируют высокую агрессию и неспособность строить здоровые отношения со сверстниками. Они стремятся к установлению неоспоримого первенства в коллективе, которое держится на страхе окружающих, то есть повторяют поведение авторитарного родителя в детской группе, не имея других примеров социального поведения.
Как ребенок понимает, что нужно управлять эмоциями
Очень важным элементом эмоционального развития является управление своими эмоциями. В возрасте до 3 лет ребенок открыто и непосредственно проявляет свои эмоции. Его поведение совершенно четко говорит нам о том, что он чувствует: радость, страх, боль. В более старшем возрасте ребенок понимает (преимущественно из непосредственного наблюдения за поведением взрослых), что бывают ситуации, когда проявление эмоций необходимо сдерживать.
Причем часто есть семейная специфика относительно разных эмоций, которые надо скрывать:
- в каких-то семьях принято скрывать гнев, тогда ребенок усваивает такие паттерны поведения как поджатие губ, сжимание кулаков, отворачивание от раздражающей ситуации.
- в других семьях принято не показывать страх, зато есть разрешение на проявление гнева.
Ребенок усваивает правила проявления эмоций и имитирует поведение взрослых в разных эмоциональных ситуациях. Важно понимать, что эмоциональное поведение ребенок практически полностью усваивает в семье, а затем приносит эти поведенческие паттерны во внешнюю среду (детский сад, детская площадка, магазин).
Очевидно, что специфика проявления и сокрытия ряда эмоций имеет большое влияние на формирование характера. Ведь неотреагированные до конца эмоции создают напряжения не только в теле, но и в эмоциональной структуре личности.
Есть семьи, где есть табуированные эмоции: «гневаться нехорошо, это грех»; или «мужчины не должны бояться» и так далее. Однако не только ребенок, но и взрослый не может контролировать появление той или иной эмоции, контролю поддается только поведение. И если ребенок усвоил, что та или иная эмоция не должна проявляться, то он выстраивает совершенно характерный паттерн поведения при появлении запретной эмоции.
Например, хорошо узнаваемое у мужчин агрессивное поведение часто является поведенческим паттерном сокрытия чувства страха. Особенности эмоционального поведения закладываются в семье и претерпевают в большинстве случаев не сильные изменения в течение жизни.
Влияние общения со сверстниками на развитие эмоционально-волевой сферы
Общение для детей 3,5-7 лет не ограничивается рамками семьи, хотя семья является на этом этапе развития определяющей средой.
Ребенок начинает активно общаться со сверстниками. Это общение происходит в детских дошкольных учреждениях, на детских площадках. Общение с другими детьми кардинально отличается от общения в семье и также важно в этом возрасте. В общении со сверстниками нет той субординации, которая есть в семье, где взрослые и старшие братья и сестры занимают главенствующую позицию относительно ребенка.
-
Не пропустите
В группе сверстников изначально все равны. И во взаимоотношениях с равными проявляются многие качества ребенка, которые не могут проявиться в семье. Например, лидерство и харизматичность или конформность. Если понаблюдать за детьми в возрасте 4-5 лет, то можно увидеть, что есть дети, которые примеряют на себя разные роли в детском коллективе и стараются выбрать ту, которая больше подходит под их характер.
Кто-то сразу демонстрирует свои лидерские способности, а кто-то вначале долго присматривается к другим детям и только потом начинает проявляться.
Есть дети, которые изначально очень агрессивны и задиристы. Такое поведение бывает неожиданным и трудным для детей, которые пришли из семей с табуированными реакциями гнева. Они теряются и не знают, как себя вести в отношении агрессии. Однако со временем они могут научиться сами демонстрировать свой гнев и решительность, имитируя поведение сверстников, что безусловно полезно, так как расширяет арсенал поведенческих реакций. То же относится к проявлениям эмпатии и принятия других. Какие-то дети приносят хорошо усвоенное поведение сочувствия и поддержки, тогда как другие только учатся этому у своих однокашников.
Не случайно речь идет о поведении, а не о чувствах, потому что чувства и эмоции, и, в частности, сочувствие испытывают все дети. Это естественная способность человека, однако проявлять это сочувствие умеют не все, а только те, у кого в семье это принято.
Таким образом, в детской среде происходит богатый обмен формами поведения. А развитие эмоционального поведения способствует приобретению социальных навыков, которые крайне необходимы ребенку и взрослому в дальнейшем.
Есть дети, которые теряются в обществе других детей. Они предпочитают не вступать в контакт, или вступают в контакт лишь с отдельными «комфортными» детьми. Они сами себя ограничивают в общении с однокашниками, причиной этого часто является страх. В таких ситуациях активное вмешательство воспитателя, втягивающего ребенка в контакт с другими может оказаться насилием над чувствами и переживаниями ребенка и привести к еще большей отчужденности и закрытости.
Каждый раз, сталкиваясь с таким отчужденным ребенком, надо четко понимать причины, по которым ребенок не хочет общаться. И бывают ситуации, когда лучше ребенка оставить в покое и создать ему комфортную ситуацию неконтакта, чем пытаться насильно втянуть его в общение.
Жизнь по правилам
В возрасте 3,5-7 лет в жизнь ребенка приходят правила. Это очень важный этап развития волевой сферы. Правила часто ограничивают свободу проявления поведения, и ребенок вынужден принимать эти ограничения в свою жизнь. Регуляция поведения происходит за счет волевой функции и напрямую связана с программированием и контролем за собственной деятельностью.
В возрасте после 3 лет ребенок готов к усвоению правил. Любая система — семейная, детсадовская, уличная — имеет правила, определяющие ее функционирование. Правила могут быть связаны с режимом дня, с особенностями взаимодействия людей в группе, с формой изъявления своих желаний и пр. Каждая система имеет не только свод правил, но также и систему контроля за их соблюдением и систему наказаний за их нарушение.
-
Не пропустите
И в возрасте от 3,5 до 7 лет ребенок активно постигает правила в разных системах, проверяет их на прочность и, в конце концов, делает их частью внутренней системы личности.
Так ли нужны правила в этом возрасте? Очень часто приходится сталкиваться с мнением, что правила и ограничения снижают творческую активность ребенка, загоняя его деятельность в жесткие рамки. Однако правильно выстроенная система правил и ограничений не затрагивает творческую активность ребенка, зато дает ему рамки поведенческих реакций, без которых ребенок оказывается потерянным в огромном неструктурированном внешнем мире.
Правила описывают нормы поведения в отношении себе подобных, создают четкую структуру внешнего мира, которая усваивается ребенком и становится основой для внутренней структуры личности и характера. Хаотичный, не имеющий структуры внешний мир вызывает в ребенке тревогу и страх. Хорошо известно, что эти эмоции тормозят развитие когнитивных функций, отнимают огромное количество энергии, которая могла бы как раз обеспечивать творческую активность.
Для ребенка в возрасте 4-5 лет правил не должно быть слишком много, и они не должны быть сложными и путать ребенка. Однако эта система правил устанавливает достаточно жесткие границы, задавая нормы поведения в той или иной группе (семья, детский сад, детская площадка). Правила устанавливаются взрослым и не подлежат обсуждению со стороны ребенка.
Очевидно, что правила в семье и в детском саду будут отличаться друг от друга, а правила поведения в родительской семье и у бабушки тоже, скорее всего, будут разными. Опыт усвоения разных правил в разных сообществах в дошкольном возрасте крайне ценен для ребенка, так как готовит его эмоциональную и личностную систему к школьной жизни.
В школе появятся новые правила, и предполагается, что ребенок легко и быстро адаптируется к новой системе, ведь он уже имеет опыт усвоения норм в различных социальных группах. Ведущей деятельностью в школе уже будет учебная, и никто не рассчитывает, что ребенка будут долго приучать к правилам учебного заведения. Именно поэтому дети, имеющие опыт детского сада до школы, достаточно легко адаптируются к новым условиям и, как следствие, демонстрируют лучшую успеваемость в начальных классах.
В качестве вывода
Из вышесказанного становится очевидным, что возраст 3,5-7 лет, несмотря на его внешнее «спокойствие», на самом деле представляет собой очень важный период созревания эмоционально-волевой сферы. Можно сказать, что именно в этом возрасте закладываются основы эмоционального поведения и контроля за собственной деятельностью ребенка.
Часто родителям приходится сталкиваться с результатами дефицита эмоционально-волевой сферы значительно позже — в подростковом возрасте, когда что-либо исправить уже сложно, и далеко не всегда понятно, в каком возрасте произошел «сбой» в воспитании. На деле закладка основ эмоционально-волевой сферы происходит в раннем дошкольном возрасте, когда еще по большому счету жизнь и деятельность ребенка не требуют полноценного функционирования этой сферы.
Однако, если родители и воспитатели активно включают ребенка во взрослую жизнь, то формирование эмоционального и волевого поведения происходит спонтанно без специальных усилий со стороны взрослых.