Источник: кадр из фильма «Родительский беспредел»

Как выглядит обычная детская комната? Все игрушки разбросаны, здесь же валяется одежда, иногда обувь… Ребенку комфортно в такой обстановке: все видно и доступно. Вот только мы, родители, сходим с ума от этой картины. Иногда бардак из детской комнаты может переместиться во взрослую зону… А это уже совсем ни в какие ворота!

Источник: кадр из фильма «С пультом по жизни»

Давайте сразу разберемся: в человеческий мозг не заложена функция поддержания чистоты и порядка. Это навыки, которые ребенок приобретает при жизни, в процессе воспитания. В психологии это называется «усвоением культурного опыта». А культурный опыт передается от поколения к поколению посредством речи. Значит, для нормального усвоения навыков порядка должна быть хорошо развита речь. То есть начинать приучать ребенка к порядку можно не раньше 4-5 лет. Точнее, можно и раньше, но это будет совместной игрой: мама убирает, а ребенок делает это вместе с ней.

Просто ребенок готов делать что угодно, лишь бы общаться со взрослым. И убираться тоже готов. Просто при первой возможности он опять все раскидает. Приучать к порядку лучше на собственном примере. Ребенок скорее ответит вашим требованиям, если в зонах, за которые «ответственны» вы, будет порядок. Это не гарантирует естественную потребность в том, чтобы все было на своих местах. Но ежедневно ненавязчиво подтверждает правомерность ваших требований.

И раз стремление к порядку не является естественной потребностью, то этот навык надо формировать. Вначале делать это вместе. Это значит, что часть игрушек убирает взрослый, а в то же время другую часть игрушек убирает ребенок. Потом на долю ребенка постепенно остается все больший и больший объем работы, а взрослый лишь помогает ему. Потом ребенок уже справляется сам.

А вот напоминать о том, что надо убрать у себя в комнате, повесить одежду в шкаф, а учебники сложить в портфель, придется еще долго. Мало кто из детей хорошо организован. Годам к 12-14 порядок в комнате и шкафу может стать нормальным требованием с стороны взрослых, но не всегда внутренней потребностью ребенка. 

Источник: кадр из фильма «Жутко громко и запредельно близко»

И еще один очень важный момент: чем больше раздражения и агрессии будет исходить от взрослого по поводу «разбросанных везде вещей и игрушек», тем меньше вероятность того, что порядок когда-то станет естественной внутренней потребностью. Ведь порядок и конфликт начнут ассоциироваться друг с другом в психике ребенка, а, соответственно, и эмоциональное отношение к двум этим явлениям будет схожим.

Вас может заинтересовать