Наследство советской системы: как преподают в большинстве российских школ
Как учителю стать другом детям
Ребенок — главный участник образовательного процесса
Как элементы геймификации помогают учебе
Игровой подход на развивающих занятиях и в спортивных секциях
Образовательный процесс занимает у ребенка огромную часть времени, с учетом домашних заданий — больше половины дня. За 11 лет обучения в школе у ребенка формируется мировосприятие и алгоритмы, по которым он будет действовать в дальнейшем. Схема взаимодействия с преподавателями и сверстниками напрямую влияет на то, как он будет выстраивать отношения с окружающими и после окончания школы.
О том, как применение игрового подхода сказывается на успеваемости ребенка и формировании его личности, рассказывает эксперт сети школ программирования и цифрового творчества Championika Digital Сергей Бурдин.
Наследство советской системы: как преподают в большинстве российских школ
Подчеркивают дистанцию и обращения:
- к преподавателю принято обращаться по имени отчеству, в то время как к ученикам позволительно обращаться на «ты».
- cистема оценивания не всегда объективно оценивает знания ученика: «двойку» можно получить не только за невыученное правило, но и за забытую дома тетрадку или переданную записку.
Эти правила работают на сохранение дисциплины на уроках и четкое следование плану учебной программы, необходимое для сдачи экзаменов всеми или большинством учеников. Но это учит ребенка не только без запинки вспоминать правила, но также делать все по шаблону и пасовать перед старшими, иначе есть риск быть наказанным.
Как учителю стать другом детям
Если обратиться к опыту процветающих компаний, то мы увидим, что в современном деловом мире одним из ключевых факторов успеха является дружественная, основанная на взаимопомощи и субординации атмосфера в коллективе. Руководители всячески мотивируют сотрудников, поощряют инициативу и хвалят за успехи, с пониманием относятся к семейным обстоятельствам.
Многие стремятся устраивать совместные обеды, вылазки на природу, тренинги по тимбилдингу. Практика показывает, что такой подход дает свои плоды — даже взрослые состоявшиеся люди в таких условиях чувствуют себя «в команде», их работа становится результативнее. Поэтому и на занятиях с детьми преподаватели должны с пониманием относиться к потребностям и особенностям каждого конкретного ученика. Поддерживать общий командный дух.
Для этого учителю следует:
- находиться «на одной волне» с учениками;
- стараться мыслить как они;
- вникать в их проблемы и предлагать совместные решения.
Тогда он будет вселять не страх, а подлинное уважение. Подопечные захотят следовать за таким педагогом, равняться на него, и такой тандем будет приносить существенные плоды. У учеников появится желание углубляться в тему, создавать собственные проекты и работать в команде.
Ребенок — главный участник образовательного процесса
В наше время такие предметы, как история, география, иностранные языки, по-прежнему преподносятся сухо. Школьникам дают формальные факты или погружают в непроходимую грамматику, которую в чистом виде не всегда сможет понять и профессор. Это скучно не только детям, но и взрослым. Еще один минус невовлеченного обучения — невозможность нагнать класс в случае пропуска.
Например, если ребенок упустил ключевую тему по математике, физике или информатике из-за болезни, то ему будет не просто догнать остальных без посторонней помощи. Обычно отставание и невнимание учителя к этой проблеме отбивает интерес к науке. Ребенок расстраивается и пускает ситуацию на самотек.
Если мы хотим, чтобы наши дети самореализовались, были уверенными в себе и любили свое дело, их нужно максимально вовлекать в образовательный процесс. Не следует наказывать ребенка за то, что он решил проблему своим способом, а, наоборот, поощрять мышление, выходящее за рамки. Ведь большинство научных открытий совершены благодаря находчивости, любопытству и применению нестандартных решений.
Как элементы геймификации помогают учебе
Под пугающим термином подразумевается игровая форма обучения, которая, если разобраться, и для взрослого может сделать квантовую физику увлекательной. Когда мы произносим слово «игры», то невольно представляем себе беззаботно резвящегося младенца. Но ведь на самом деле игры — это не только про «дочки-матери», салочки и вышибалы. Существует множество интересных спокойных и подвижных интеллектуальных игр. Привнести элемент игры можно в любую деятельность и эффективнее всего это проявляется в обучении.
Игровой подход на развивающих занятиях и в спортивных секциях
На первый взгляд спорт — это уже сама по себе игра. Но здесь многое зависит от возрастной категории учеников. Например, подростки итак с удовольствием будут играть в футбол, но если взять дошколят, то им уже будет не так просто объяснить, что же такого увлекательного в пинании мяча в сетку и зачем при этом взаимодействовать с другими ребятами, а уж тем более отрабатывать технику.
Вот здесь и приходится подключать воображение: в процессе тренировок можно придумывать игры на основе каких-то отдельных элементов движений. Еще один вариант — активности, имитирующие популярные компьютерные игры. В этом случае ребенок исполняет роль персонажа игры и выполняет соответствующие команды, как в программировании.
В интеллектуальной сфере такой подход заключается в реализации игровых практик, основанных на логических заданиях, где нужно проявлять смекалку и аналитический ум. Такие игры можно устраивать на основе веселых историй, например, в формате квестов по сказочным сюжетам. Либо, как в некоторых зарубежных школах, на занятиях можно вводить систему рейтинга и баллов.
Ученики соревнуются между собой, набирая определенные уровни. Олимпиады и конкурсы тоже являются видами геймификаций. А программирование можно изучать, например, используя Minecraft. Бесспорно, материал, который вызывает позитивные эмоции, усваивается гораздо эффективнее.