Проблемы с концентрацией могут появиться еще в дошкольном возрасте. Родителям необходимо наблюдать за малышом и отслеживать, насколько он может сосредотачиваться в процессе игр, дополнительных упражнений, действий.
С возрастом время концентрации постепенно увеличивается. Но, чтобы ребенок смог в дальнейшем акцентировать внимание на учебе, нужно давать ему отдых, возможность поиграть в свое удовольствие.
Заниматься чрезмерным развитием не стоит. У крохи просто не остается времени, чтобы научиться расслабляться. Если он все время находится в напряжении, качественной концентрации не происходит, ребенок не может сосредоточиться на одном занятии.
B младшем школьном возрасте в основе проблем с вниманием могут лежать три базовых фактора.
1 У ребенка много дополнительных занятий, секций, кружков
Времени на отдых не остается. Если малыш спит мало, ложится поздно и утром сразу идет в школу, ему действительно сложно сосредоточиться, так как энергетические ресурсы иссякли.
2 Отсутствие мотивации
Малышу неинтересно концентрироваться на каком-то деле. Например, ему доставляет удовольствие решать примеры, но не хочется работать с прописями. B этом случае нужно правильно мотивировать кроху на выполнение задания.
3 Проблемы нейропсихологического характера
Решить проблему может работа с психологом, психиатром, при необходимости стоит обратиться за медикаментозной поддержкой. Сегодня есть много эффективных подходов. Чтобы помочь ребенку, найди специалиста, который проведет диагностику, установит причину и начнет заниматься.
Способы развития концентрации
Родителям нужно следить за общим развитием малыша, физическим, эмоциональным состоянием.
- Чтобы тренировать концентрацию, можно играть, например, в мемо. Для запоминания, где какая картинка лежит, нужно много сил и умение сосредоточиться.
- Помогает и работа с мелкой моторикой: лепка, рисование, написание. Хотя бы 3-5 минут в день малыш в возрасте 2-3 лет, даже если он еще не умеет держать карандаш, должен уделять этим видам деятельности.
- Если кроха не в состоянии акцентировать внимание на игре, картинках, нужно узнать, в чем проблема — отсутствии мотивации или нехватки ресурса.
- Концентрация тесно связана с вопросом саморегуляции у детей. Она также развивается через активную деятельность, подвижные игры, например, в выбивного, футбол, догонялки. Ребенок должен держать в поле зрения мяч и движения соперника, что также требует умения сосредоточиться.
- Если едешь куда-то вместе с малышом, можно использовать игры с карточками, направленные на развитие внимания, например, найди лишнее, подбери пару и другие.
- В стремлении помочь ребенку родителям также необходимо учитывать, что кроха упускает в своей деятельности. Может быть, он надевает правый ботинок на левую ногу? Достает сразу много предметов и теряется или вынимает два-три, а затем убирает?
- Чтобы не было проблем с вниманием, не раскладывай перед малышом много игрушек. Выбирай несколько, а затем меняй.
Когда ребенок приходит в школу, он пользуется тем, чему научился в раннем возрасте. И тут решить проблему концентрации сложнее. Но если она возникла, с педагогом-психологом проводятся игры, упражнения, в которых нужно поддерживать порядок последовательности, искать похожее и отличное.
Способность ребенка сосредотачиваться можно и нужно тренировать, начиная с первых годов жизни. Родители должны быть внимательны к поведению крохи, отслеживать негативные «звоночки» и вовремя принимать меры.
Речь идет не только о консультации специалиста. Это ежедневные игры, тесное общение, которое поможет малышу развить необходимый навык и в дальнейшем не иметь проблем с концентрацией.