Одно из самых тяжелых переживаний после развода: обнаружить, что твой нежно любимый ребенок — копия бывшего мужа. Те же брови, те же уши, хмурится так же, как он, а когда смеется, так же нелепо захлебывается в конце.
Но это все еще переносимо. А вот как бороться с подкатывающей к горлу тошнотой, когда подросший сынок вдруг смотрит на тебя в упор отцовскими глазами и говорит что-то вроде: «Ты же понимаешь, что или мы сейчас договоримся, или я все равно сделаю так, как хочу». Господи, откуда только он набрался подобных словечек? Он же не видел своего папу с года, вы именно из-за этого и развелись: никакие ваши возражения и соображения не принимались в расчет, будет так, как он хочет, и точка. Но вдруг вылезает из любимого мурзика и ангела тот взрослый манипулятор и шантажист. Или вам только кажется, что вылезает?
Виноваты гены?
Что на самом деле может передаться с генами? Бесспорно: внешний облик, форма и цвета, мимика и крупная пластика. Особенно, если контакт с бывшим мужем сохранился, и у ребенка есть возможность его копировать. Если отношения полностью разорваны, мимического сходства будет меньше, а движения, походка, пищевые пристрастия все равно скорее всего проявятся.
Что НЕ передается? Склонность ко лжи, измены, игромания, воровство и склонность к насилию. Понимаете? Нет такого гена, в котором была бы зашифрована информация «спи с любой женщиной, которую встретишь». Но есть — сильная половая конституция.
К сожалению, передаются сложные отношения с алкоголем: ферментативная система, отвечающая за расщепление спирта и формирование зависимости, абсолютно биологически детерминирована. Но в гораздо большей степени за алкоголизм ответственна среда, то, какие отношения и жизненные принципы приняты в вашей семье.
То, что у отца выглядело как склонность к преувеличению (ложь, фанфаронство, выпендреж), у ребенка может быть перенаправлено в сочинительство текстов, сначала рассказов, а потом, глядишь, и сценариев для Голливуда. Ловкие пальчики, которыми отец вытаскивал тайком деньги из вашего кошелька, возможно, сделают сына лауреатом международных конкурсов пианистов.
Превратите лимон в лимонад
Так что вот первое ваше оружие: думайте, как назвать то, что вас раздражает в ребенке. Вместо «Кто из тебя вырастет, если ты уже в пять лет всех обманываешь?!» можно сказать «Это была захватывающая история, а как все было на самом деле?», причем очень важно, чтобы ваш тон отражал искренний интерес, а не гестаповское стремление выяснить всю подноготную. «Ты такой выдумщик» звучит гораздо более перспективно, нежели «Ты ужасный врун, весь в отца!».
Что вас больше всего раздражает в ребенке? Его манеры за столом? Его привычка нюхать пальцы после посещения туалета? То, что детка язвительно комментирует ваши наряды, до изумления точно копируя тон бывшего мужа? Наверное, вы чувствуете бессильную ярость, обиду, которую некому предъявить, раздирающее чувство непоправимой ошибки? С мужем-то можно было расстаться, когда стало совсем невыносимо, а ребенок — это же навсегда.
Понимаете, дело в том, что мы почти всегда и ко всем испытываем амбивалентные чувства: даже совсем крошечный младенец может бесить, и в ту же секунду мы задыхаемся от нежности, пять минут назад были готовы прибить паршивца, а через полчаса таем от умиления, глядя, как он старательно пыхтит, выводя «С мамай мине типло» на открытке. И это нормально, так устроены люди.
! Но если вы запрещаете себе злиться на бывшего мужа, на ребенка, вообще на кого бы то ни было — потому что вы же хорошая, а злятся плохие, — то эта спрятанная, заблокированная, незаконная злость будет прорываться в раздражении на невинные, в общем-то вещи в исполнении малыша: не так сидит, не так говорит, не с той ноги шагает.
Ребенок об этих ваших сложных переживаниях не знает ничего. Он искренне недоумевает, чего это мама вдруг вырывает из рук кусок хлеба, который только что так удачно раскрошился на удобные маленькие кусочки (он ведь не в курсе, что так делал его отец), почему мама крайне болезненно реагирует на невинные вопросы типа «Можно мне эту игрушку» (нельзя, потому что алиментов уже год не было, и когда ты хочешь игрушку, маму просто затапливает виной и гневом).
Одну девочку я довольно долго лечила от лицевого тика, пока не обнаружилось, что мама очень жестко запрещает ей «гримасничать», то есть вообще как-то выражать эмоции мимикой. Потому что отец — «шизофреник», пишу в кавычках, так как он вполне здоровый человек, но с ярлыком «псих ненормальный». И когда девочка начинает кусать губы, маме кажется, что она это делает нарочно, чтобы ей досадить.
Проговорите и отпустите
Так что если вас корежит от самых невинных вещей из серии «весь в отца», лучшее, что вы можете сделать, — обсудить ваши обиды, негодования, претензии и остальные негативные чувства с кем-то сочувствующим и поддерживающим. А ребенка вывести из-под тени вашего развода. Вы же любили его отца, когда выходили за него замуж? Малыш — прямое продолжение этой любви. Не надо его наказывать за то, что не сложилось в вашей жизни.