Здесь и далее фото ShutterStock/Fotodom.ru

В прошлом году у моей подруги умерла собачка, йоркширский терьер. Больше десяти лет она была любимым членом их дружной семьи. Последние годы собака тяжело болела, и моя подруга, ее супруг, их сын понимали, что разлука неизбежна, но, когда это случилось, они были вне себя от горя.

Мы с подругой вместе оплакивали ее любимицу. Я постаралась как можно бережнее присоединиться к ее горю, обеспечить ей пространство принятия, чтобы она смогла безопасно прожить свою боль. Год спустя они с мужем стали подумывать о том, чтобы завести нового четвероного члена семьи, той же породы. Об ушедшей малышке они говорят с теплой грустью. Потому что все, кого мы любили, остаются в наших сердцах. Мы помним о них. Но продолжаем жить. И находим в себе силы открываться для новой любви.

Так как же справиться со смертью пушистого, пернатого или чешуйчатого питомца? И почему боль от их потери такая невыносимая? Давай разбираться.

Утрата безусловной любви

«А как насчет вас?» — спрашивает героиня сериала «Большой потенциал» у своего нового начальника, который привязался к ней с разговорами об отношениях и браке. «Меня?.. Мы вместе уже четыре года, у нас все хорошо. Она понимает меня, и по большей части я понимаю ее», — и капитан показывает фотографию своей собаки Ингрид.

Что бы ни говорили высоколобые интеллектуалы про антропоморфизм (приписывание животным человеческих качеств), про «жалкие попытки» любителей животных заместить «меховыми комками» человеческие отношения, про неспособность животных любить и мыслить на уровне людей, домашние питомцы для многих из нас стали полноценными членами наших семей, а их болезни и уход мы переживаем так же тяжело, как смерть близких нам людей.

Самое страшное, что можно сказать человеку, который горюет по погибшему, ушедшему коту, собаке, хомяку, попугаю, даже рыбке: «это просто животное/птица/грызун». Мы люди — в нашей природе заложена способность формировать прочные эмоциональные связи с теми, кого мы считаем «своей стаей», если, конечно, мы не травмировались настолько, что облачились в доспехи цинизма и окружили себя рвами и минными полями.

Мы понимаем, что жизнь большинства наших питомцев будет существенно короче нашей собственной (я не беру сейчас в расчет попугаев ару, черепах или крокодила), и все же рискуем и впускаем их в свое сердце.

При контакте с домашними животными у нас происходят ровно те же биохимические процессы, что и при общении с близкими людьми: идет выброс окситоцина — «гормона любви», который снижает стресс и укрепляет чувство доверия и привязанности.

Кроме того, забота о братьях наших меньших дает нам ощущение нужности, а их безусловное принятие нас и безграничное доверие делают нашу жизнь полнее и лучше. «Чем больше узнаю людей, тем больше восхищаюсь собаками», — эту фразу приписывают французскому композитору и пианисту Эрику Сати.

Мэрилин Монро сказала как-то, что собаки никогда не кусали ее, только люди. «Собака — единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя», — говорил писатель Джош Биллингс.

«У кого есть кошка, тот может не бояться одиночества», — считал английский писатель и публицист Даниэль Дефо. «Что может быть лучше любви кошки?» — вторил ему еще один англичанин, писатель Чарльз Диккенс. Так вот, когда умирает наш питомец, об утрате этой безусловной любви мы горюем больше всего.

Невидимое горе

Как пережить смерть питомца и сохранить теплую память, а не страдание

Несмотря на идущую по миру pet-friendly культуру, очень часто человек, переживающий смерть домашнего питомца, сталкивается с социальной системой, которая ранжирует горе по степени «важности» — и не в пользу понесенной утраты.

У этого явления нет конкретного термина, ближе всего к его описанию подходят термины легитимизация и делегитимация, когда страдание человека либо получает общественное признание и оправдание (легитимизацию), либо подвергается сомнению и отрицанию (делегитимации).

Обесценивание потери питомца со стороны некоторых представителей рода человеческого можно, конечно, объяснить антропоцентризмом, в котором животные существуют как побочный продукт на фоне человека — венца мироздания. Можно сослаться на религии, некоторые из которых до сих пор дискутируют на предмет наличия или отсутствия души у животных. Можно вспомнить, что в ряде стран животные до сих пор юридически считаются имуществом.

Но результат один: скорбящий по ушедшему питомцу человек, столкнувшись с обесцениванием его горя, переживает когнитивный диссонанс: его внутренняя правда входит в конфликт с заявлениями знакомых, коллег, предлагающих купить взамен умершей новую собаку или прекратить ныть по ерунде.

У человека возникает чувство стыда, которое, по утверждению Брене Браун, знаменитой исследовательницы этого чувства, питается молчанием. Вместо того чтобы позволить себе полноценно отгоревать произошедшую трагедию, человек, не найдя поддержки вовне, вынужден замкнуться в себе.

Это невидимая скорбь отравляет душу и вызывает такие симптомы, как ПТСР, пролонгированное горе, когда боль не становится меньше даже спустя год.

Ряд психологов, изучавших стадии горя, пришли к выводу, что у человека, потерявшего кого-либо из близких, помимо прочих чувств возникает ощущение собственной малоценности, и острота этого чувства усиливается, когда горюющий оказывается в одиночестве.

Непрожитая потеря больше всего травмирует детей. Поэтому попытка взрослых оградить их от смерти питомца или заранее изъять умирающее животное из семьи, сделав вид, что ничего не происходило, — не самое лучшее решение.

Дети зачастую находятся в большем контакте со своими чувствами, чем мы, взрослые, и видят и понимают куда больше. Обмануть их трудно. Ранить — легко. Поэтому все-таки наилучшим решением будет совместное горевание, а не замалчивание и не попытка замести под ковер болезненную потерю.

Важность ритуалов

Как пережить смерть питомца и сохранить теплую память, а не страдание

Горе ставит перед человеком определенные задачи, которые необходимо решить, чтобы по-настоящему пережить утрату и вернуться к жизни. Только для этого должна быть проделана важная внутренняя работа. В психологии этот процесс называют «работой горя» — термин ввел Зигмунд Фрейд в своей работе «Печаль и меланхолия».

На фундаменте данного процесса построена Модель двойного процесса в совладающем поведении (The Dual Process Model of Coping) исследователей из Нидерландов Маргарет Штребе и Хенко Шат. Они описали модель, когда человек поэтапно переживает два состояния: признание потери и переживание боли; отход от эмоций и решение практических вопросов, появившихся вследствие утраты. Эти два процесса циклически повторяются, постепенно исцеляя человека.

Есть также известная модель Кюблер-Росс, описывающая пять стадий принятия горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Хотя многие известные психологи придерживаются мнения, что горе у каждого человека индивидуально, и важно не следовать каким-то схемам, а «помочь каждому горюющему найти его собственное верное выражение мыслей и чувств, которые могут удерживать его от участия в его собственной жизни» (Р. Фридман и Д. В. Джеймс). А. Д. Вольфет также считает прохождение стадий горя в определенном порядке мифом и советует найти людей, которые «принимают вас и ваше горе и которые позволяют вам быть там, где вам случилось быть в процессе горевания».

Пережить уход из этого мира человека нам помогают ритуалы — похороны, поминки, религиозные обряды, призванные помочь скорбящим проститься с усопшим. Ритуалы позволяют нам закрыть гештальт и постепенно двигаться к принятию трагедии.

Так, у коренного народа Новой Зеландии, маори, существовали ритуалы и обряды оплакивания псов, которые подчеркивали их уважение к «Кури» (маори — Kurī) — вымершей породе новозеландских собак. Эти церемонии включали молитвы, плач, похоронные ритуалы, отражая особое отношение народа к собакам как к священным существам, верным спутникам. В Японии есть несколько святилищ, где почитаются кошки.

В нашей культуре устраивать похороны животным, подобные людским, не принято. Поэтому тебе предстоит придумать собственные ритуалы. И вот что я предлагаю сделать.

Как смириться со смертью кошки или собаки: что помогает пройти траур бережно

Как пережить смерть питомца и сохранить теплую память, а не страдание

Ключевым моментом в процессе отпускания ушедшего питомца является сама процедура прощания. К сожалению, от ветеринаров я знаю немало примеров, когда владельцы собак и кошек отказываются присутствовать на процедуре эвтаназии питомца, объясняя это тем, что им слишком тяжело находиться рядом.

Конечно, можно ссылаться на циников, утверждающих, что у животных нет сознания, но биолог Руперт Шелдрейк доказал, что питомцы знают, что скоро умрут, и эмоционально прощаются с людьми. И несложно представить, какую боль испытывает живое существо, когда хозяин, с которым он прожил всю свою маленькую жизнь, оставляет его одного в окружении чужих людей перед смертельной процедурой.

И помимо этичности, есть еще одна сторона медали: наши поступки остаются с нами, как и их последствия — в том числе эмоциональные. И рано или поздно чувство вины перед любимцем, брошенным в самый трудный для него час, в самый последний миг жизни, станет разъедать душу.

Чувство вины и так очень часто является неизменным спутником горя, многие владельцы начинают корить себя за то, что они мало сделали для своего любимца, что недостаточно хорошо к нему относились… не стоит его усугублять поступками, которые оставят серьезный след на нашей душе.

Поэтому я настойчиво рекомендую, если тебе больше 18 лет и ты встала перед необходимостью медикаментозного завершения жизни своего любимца, быть с ним рядом в этот момент.

Далее. Если у тебя есть возможность похоронить самостоятельно питомца, стоит это сделать. Можно провести символические похороны или своеобразный ритуал поминок: положить в любимую мисочку ушедшего питомца любимые лакомства или пройтись по местам, где ты бывала вместе со своей собакой.

Как пережить смерть питомца и сохранить теплую память, а не страдание

Также может помочь написание письма ушедшему питомцу, в котором ты можешь попросить у него прощения, договорить то, что не успела. Сядь в тихое место, где никто не будет тебя отвлекать, возьми лист бумаги и от руки напиши. Вырази все, что у тебя наболело.

Письмо можно сжечь на свече, с соблюдением техники пожарной безопасности, либо на природе, и развеять по ветру.

И, конечно, бесценно, когда в периоды острого горя рядом с нами будет человек, способный обеспечить бережное пространство, чтобы мы безопасно прожили наши чувства. Иногда, для того чтобы раны начали затягиваться, достаточно молчаливого внимательного слушателя рядом.

Нормально проживать сильные эмоции, принимать сочувствие и поддержку, беречь воспоминания и память о питомце. Принятие не отменяет любовь, а траур — это время, которое помогает завершить прощание и мягко пережить уход друга.

Чего делать не стоит

Заниматься самобичеванием, что ты недостаточно сделала для своего питомца.

Постоянно корить себя за то, что недостаточно хорошо к нему относилась, что, возможно, могла бы найти лучших врачей или вовремя обратить внимание на изменение состояния животного и т. д., и т. п.

Во время обучения в Эриксоновском университете коучинга нам часто говорили одну фразу: в любой точке нашей жизни мы поступаем наилучшим для себя образом. В соответствии с нашим опытом, в соответствии с нашим эмоциональным состоянием.

Когда по прошествии времени мы оглядываемся назад и понимаем, что могли бы поступить по-другому, быть более понимающими, терпеливыми и прочее, стоит вспомнить, что это осознание пришло к нам в процессе пройденного пути, в процессе выборов, которые мы совершили. Опять же, в борьбе с чувством вины очень поможет то самое письмо.

Спешно заводить другое животное, как «лейкопластырь» на зияющую в душе рану, не стоит.

Взять нового питомца, чтобы перебить горечь от потери старого, в разгар горевания — худшее решение. Лучше дать себе время пережить боль и только потом осознанно начинать новый этап с новым питомцем.

Важное коротко: ответы на главные вопросы

Как пережить смерть питомца и сохранить теплую память, а не страдание

Как пережить смерть домашнего питомца?

Дай себе время и право на траур: признай эмоции, поговори с близкими и прими поддержку. Помогают короткие ритуалы прощания (можешь использовать описанные выше или придумать свои) и бережное хранение воспоминаний и памяти о друге.

Как справиться со смертью питомца?

Сократи нагрузку на первые недели, ограничь триггеры, высыпайся и следи за питанием. Пропиши план помощи: кто рядом, какие способы принятия работают именно у тебя (дневник, фотоальбом, письмо питомцу).

Как пережить смерть любимой собаки?

Называй чувства своими именами, планируй ежедневные «окна» для проживания горя, сохраняй рутину прогулок как поддержку тела. Разреши себе сочувствие и любовь, переведенные в действие: волонтерство, донат приюту, помощь другим.

Как пережить смерть любимой кошки?

Создай тихий уголок памяти: фото, любимая игрушка, короткое письмо про уход и то, что осталось между вами. Это помогает завершить прощание и укрепить принятие.

Как жить после смерти собаки?

Ставь мягкие ориентиры на 1, 4 и 12 недели: что ты делаешь для себя, для дома, для памяти о питомце. Возвращайся к активной жизни по чуть-чуть, отмечая маленькие шаги и сохраняя воспоминания в безопасном формате.

Как смириться со смертью кошки?

Смирение — это процесс, а не отказ от любви. Поддерживай контакт с теми, кто понимает траур, говори вслух о хорошем, завершай незавершенное письмом или разговором и фиксируй признаки того, что боль становится тише.

И напоследок

В книге «Провожая друг друга домой» духовный учитель Рам Дасс, находясь на пороге смерти, описывает практики помощи умирающим и способы правильного принятия смерти остающимся жить. Он говорит: «Если мы можем хорошо любить, мы можем хорошо умереть».

И, наверное, это самое лучшее, что мы можем сделать для себя и для своих пушистых, пернатых, чешуйчатых, таких разных любимцев: стараться любить их и заботиться о них всю их короткую маленькую жизнь.

Рекомендуем