Команда, способная достигнуть больших результатов, — это от 3 до 20 человек, связанных общей целью. Я их называю команды-пазлики. Кто это такие?
Шаг за шагом
Звучит идеально. Но собрать такую эффективную команду.
1. Задать себе вопрос «зачем»
Часто оказывается, что трудозатраты на сборку и поддержание именно командной работы несоразмерны цели и нужно было выбрать сразу другой путь. Это нормально, эффективно. Пробуй.
2. Набрать в команду профи, схожих с тобой
3. Сформулировать общую цель
Зачем мы собрались и сильно стараемся — вот вопрос на который надо найти ответ. Цель может трансформироваться, как и пути достижения. Главное, чтобы ее разделяли все.
4. Руководить
Несмотря на то, что в команде все «пазлики» самостоятельны и компетентны, их руководитель должен быть авторитетным и профессиональным в достижении поставленной цели. Не в командообразовании, а в эффективном достигаторстве. Не в мотивации и подпинывании, а чуткости и поддержке.
5. Продумать правила
6. Добавлять комфорта
Вкусные печеньки, мягкие диваны, настольные игры, гибкий график работы, ДМС — все, что ты можешь сделать для удобства сотрудников. А еще нам всем комфортно, когда безопасно. Вот это и есть главная задача комлида — дать ощущение защищенности, когда можно говорить, что думаешь, когда можно не согласовывать каждый шаг, когда твоя значимость очевидна и не нужно манипулировать, чтоб тебя заметили.
7. Оцифровывать все
Оцифровать можно абсолютно все. Начиная от ведения записей проделанной работы: 10 переговоров, 30 звонков, 20 продаж. До более сложных конструкций в виде эссе «насколько я молодец сегодня». Вечерние отчеты заряжают и укрепляют самооценку.
8. Строить открытые коммуникации
Открытое общение — это про уважение своих потребностей и донесение их до людей.
Члены команды
На что обратить внимание при создании команды мечты разобрали, сейчас хочется сделать акцент на том, кто эти люди, которых ты набираешь в команду. Психологи выделяют дополнительно к организационно-функциональным ролям (руководитель департамента, бухгалтер, smm) в команде еще и психологические. Кто же эти члены команды.
- Деятели. Направлены на достижение результата.
- Душа команды. Ориентированы на поддержание отношений, внутренний пиар и командную атмосферу.
- Контролеры. Занимаются соблюдением правил и поддержанием четкости.
- Новаторы. Ориентированы на изменения, следят за новинками и создают условия для внедрения подходящих в кокоманду.
- Оценщики. Отслеживают конструктивную критику и прямолинейное транслирование своей точки зрения.
- Командные мыслители. Ориентированы на анализ, выстраивание гипотез и активацию их проверок.
-
Не пропустите
Найди баланс
В команде важен баланс людей с разными психологическими ролями. В идеале: 70% — про результат, 40% — про отношения, 20% — про процессы, 30% — про инновации, 20% — про прагматичность, 10% — про анализ.
И напоследок лайфхак. Если нужно похвалить сотрудника, сделай это громко, при всех. Если пожурить, то в первый раз скажи это наедине, подскажи, как исправить ситуацию, помоги, если попросят. В то же время можно предупредить, что в следующий раз выговор будет при всех. Это вполне справедливо.
Эффективная команда — это команда ментальных силачей, профессионалов, разделяющих общую цель и относящихся друг к другу с уважением и большой заботой. Чтобы сформировать такую команду, нужен лидер, сами «пазлики», время и силы на формирование идеальной дримтим. Дерзай!