Кадр из фильма «Ромео и Джульетта»

Около пяти тысяч бумажных и электронных писем ежегодно приходят в Клуб Джульетты в Вероне: люди со всего мира делятся любовными историями, обращаясь к героине шекспировской трагедии.

Желающих любым способом получить совет у Джульетты Капулетти (а точнее, у ее «секретарей», так называют себя члены клуба) так много, что в 2010-м власти Вероны запретили размещать записки и надписи на стенах Дома Джульетты и во внутренних стенах арки, ведущей во двор дома, под угрозой штрафа в 500 евро.

Это не сильно помогло, возможно, потому что в тот же год и по мотивам работы клуба вышла романтическая комедия «Письма к Джульетте», в итоге в 2021-м власти приняли решение ограничить число паломников, посещающих Дом Джульетты ради спокойствия жителей квартала.

Великая и вечная любовь: 7 советов от Джульетты

Давай пройдемся по сюжету и посмотрим, какие советы в любви могла бы дать героиня Шекспира, будь она жива. Сверяться будем с оригиналом трагедии и фильмом «Ромео+Джульетта» с Леонардо ДиКаприо в главной роли. Перевод даю без поэтического обрамления, чтобы лучше проникнуться духом оригинала.

Итак, ингредиенты великой любви по рецепту Джульетты:

  1. Перебросившись парой слов, целоваться с незнакомцем, будучи помолвленной (напомню, речь идет не о демократичном XXI, а о XVI веке).
  2. Тут же влюбиться в него — раз и навсегда.
  3. Мечтать изменить избранника и требовать жертв: «О Ромео, Ромео! Почему ты Ромео? Отвергни своего отца и откажись от имени», — заявляя, что ты сама готова отречься от своей семьи.
  4. Пару часов спустя после знакомства договориться о женитьбе с сыном врага в обмен на свое полное самопожертвование: «И все мое состояние к твоим ногам я положу, И последую за тобой, мой господин, по всему миру».
  5. На вторые сутки знакомства тайно выйти замуж (возможно, сюжет своей комедии «Однажды в Вегасе» Том Вон черпал, вдохновляясь поступком Джульетты).
  6. Судьбоносное послание, от которого зависит твоя жизнь, доверить тому, кто отправит его письмом через третьих лиц, не удосужившись удостовериться, что оно будет доставлено вовремя, лично в руки и прочтено тем, кому оно адресовано.
  7. Убить себя, поняв, что ты уже не будешь с избранником.

Возможно, этот рецепт годится для того, чтобы войти в историю, но вряд ли пригоден для счастливой жизни.

Ромео = Дон Жуан

Влюбиться и умереть: почему история Ромео и Джульетты никогда не была бы счастливой Здесь и далее кадры из фильма «Ромео+Джульетта»

А что Ромео? Сначала он надрывно страдает по Розалине, давшей обет безбрачия, прожужжал своими страданиями уши всему своему окружению. Ради недоступной Розалины пробирается на бал Капулетти и тут же забывает о ней при виде Джульетты, мгновенно обесценивая прежний предмет обожаний: «Я до этой ночи никогда не видел настоящей красоты».

В окружении многих из нас встречаются восторженные молодые люди, которые сегодня расхваливают одну девушку, через пару дней — третью, четвертую, десятую, и никто уже не воспринимает всерьез эти вздохи. Или серьезные, солидные мужчины, которые женятся в третий, четвертый, пятый — каждый раз по великой любви, а потом, разводясь, не желают даже вспоминать имен своих бывших...

Здравомыслящий брат Лоренцо, к которому наутро примчался Ромео, еще недавно изводивший окружение страданиями по Розалине, с просьбой немедленно повенчать их с Джульеттой, удивляется: «Как все изменилось! Неужели Розалин, которую ты так сильно любил, так скоро покинута?» — и сетует на то, что любовь молодых людей кроется «в их глазах, а не в сердцах».

Известный психолог Эрик Берн писал, что «когда образ первой любви разрушается, в психике человека остается пустота и в то же время большой заряд эмоций, стремящихся к немедленной компенсации. Гонимый страхом пустоты, человек идеализирует образ первой попавшейся женщины, чтобы поскорее заполнить ею освободившееся место». Не это ли случилось с Ромео?

И вот еще что интересно: и Розалина, давшая обет безбрачия, и Джульетта, дочь кровного врага, — обе потенциально недоступные фигуры — возможно, именно этим они так привлекательны для Ромео.

Что же будет с его чувствами, если вместо надрывно-романтических встреч украдкой набегу он окажется со своим идеалом в семейном гнезде и будет вынужден круглосуточно решать самые банальные бытовые проблемы (ведь он — изгнанник, и Джульетта должна разделить с ним его участь)?

Возможно, если бы не скоропостижная гибель героев, Джульетта вскоре разочаровала бы супруга, и разочаровалась бы сама, узнав его характер и привычки. Двое этих подростков любили не друг друга, а иллюзию любви. Смерть помогла сохранить эту иллюзию навсегда.

А была ли любовь

Влюбиться и умереть: почему история Ромео и Джульетты никогда не была бы счастливой

Почему же их история так вдохновляет нас? К сожалению, книги, фильмы вкладывают в нашу голову идею, что стоит найти подходящего человека, и все сложится само собой. Все преграды будут сметены силой великой любви.

Если внимательно вчитаться в текст трагедии и прислушаться к словам героев фильма, вся их «любовь» строится на сильнейшем физическом влечении друг к другу. Оно настолько всепоглощающее, и брат Лоренцо напоминает обоим, что «эти бурные наслаждения имеют жестокий конец, и в своем триумфе погибнут, как огонь и порох» и призывает «любить умеренно».

Нейробиологи утверждают: физическое влечение чаще всего тесно связано с чувством влюбленности, а не любви к партнеру. Но кто бы слушал нейробилогов и брата Лоренцо. Накал страстей объясняет и юный возраст героев: Джульетте нет и 14, Ромео на пару лет старше. А префронтальная кора головного мозга (ПФК), без контроля которой нами управляют наши импульсы, полностью созревает к 25 годам.

Именно поэтому мы в юности способны на такие поступки, о которых с содроганием вспоминаем позже. Интересно, как оценила бы Джульетта свое скоропалительное замужество, доживи она до 25-30 лет? Продолжал ли бы также восхвалять Ромео свою Джульетту, которая к этому времени стала бы почтенной матроной, матерью многочисленных детей? Или отправился бы на поиски новых острых ощущений и нового идеала красоты?

Замечательный юнгианский психоаналитик Джеймс Холлис предупреждает, что в отличие от любви романтическая любовь (она же — влюбленность) — «это испепеляющая страсть, неистовая тоска по Возлюбленному (или по Возлюбленной), напряженная борьба, тревожная неопределенность относительно реального существования Другого».

Влюбленность Холлис сравнивает с временным психозом и предупреждает, что в подростковом возрасте мы способны по нескольку раз в неделю погружаться в него. Опасность этого сумасшествия в том, что оно способно «породить хаос в отношении к своему Я и к окружающим: глубокую депрессию, манию преследования, человеконенавистничество и попытки самоубийства» (привет, Ромео и Джульетта).

Влюбиться и умереть: почему история Ромео и Джульетты никогда не была бы счастливой

Влюбляясь, мы перекладываем ответственность за свое счастье на партнера, ожидая, что он вернет нам покой, гармонию, позаботится о наших самооценке, благополучии — в общем, станет эдаким всепонимающим всесильным родителем, который своим чутким заботливым бескорыстным поведением воссоздаст для нас утраченный Эдем.

По мнению Холлиса, в мечте о Добром Волшебнике лежит убеждение, что существует человек, созданный именно для нас: он защитит нас от страданий, сделает нашу жизнь осмысленной и интересной, исправит изъяны, которые в ней есть, будет жить только для нас, читать наши мысли и удовлетворять наши самые глубокие потребности.

«Все популярные произведения искусства пронизаны этой идеей, а также ее крахом... Когда вы едете в автомобиле, включите радио и прослушайте подряд первые десять песен. Девять из них будут посвящены поискам Доброго Волшебника», — пишет Холлис.

Однако ни один живой человек на земле не способен вынести подобный груз ожиданий, и из-за рухнувших надежд начинается угасание влюбленности. Потеря объекта своей влюбленности для человека настолько неподъемна, что он способен совершить самоубийство.

Как считает аналитик, самоубийство — это «логическое» продолжение исходной бессознательной предпосылки: «Моя душа, вся моя жизнь находится в руках у этого Другого». Он пишет:

«Когда оказывается, что Другого для меня нет, или он меня отвергает, или я ощущаю себя беспомощным под напором внешних сил, то я мучительно страдаю из-за потери ощущения своего Я. Утратив это ощущение, я превращаюсь в ничто, и тогда моя логика говорит, что я должен покончить с собой, чтобы не потерять себя. Человек, находящийся в состоянии крайнего возбуждения, не замечает «порочного круга», присущего этой логической аргументации».

Что и случилось с Ромео и Джульеттой. Пока же романтически настроенные читатели и зрители восхищаются самоотверженной любовью Ромео и Джульетты, прагматично настроенные ученые используют феномен Ромео и Джульетты в контексте психологического реактивного сопротивления детей и подростков родительскому давлению.

Американские исследователи, опросившие 140 пар, живущих в Колорадо, выяснили, что родительское вмешательство и запреты разжигают любовь и вызывают у молодых людей желание пожениться. Как только давление со стороны родителей ослабевает, романтические чувства остывают. Так что не будь вражды между Монтекки и Капулетти (в оригинале Монтегю и Капулет), история Ромео и Джульетты имела бы совершенно иной финал.

Рекомендуем