
В 2025 году журналу «Лиза» исполнится 30 лет! В цикле публикаций под общим названием «В главной роли — женщина» о своей работе, взглядах на жизнь и семейных ценностях расскажут 30 уникальных женщин.
Праздничную серию продолжает интервью с Натальей Голубенцевой, народной артисткой РФ и узнаваемым голосом Степашки из программы «Спокойной ночи, малыши!».
Наталья Александровна, в одном из интервью вы отметили, что заинтересовались мастерством кукловождения после вашего дебюта в студии на Шаболовке, но сначала только наблюдали за другими артистами. Скажите, что оказалось неочевидно сложным в этом деле, когда вы сами уже стали управлять Ерошкой?
Наталья Голубенцева (далее — Н.Г.): Мой дебют на Шаболовке состоялся в роли ведущей телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». Шесть лет я рассказывала зрителям сказки на ночь, следом за которыми шел кукольный спектакль — мультфильмы в программе в то время еще не показывали. Режиссером была Наталья Викторовна Сокол, можно сказать, что именно она меня всему и научила.
Так первыми, кого я взяла в руки, были белочка, зайчик, мышонок — разные куклы, потому что постоянных героев в передаче еще не было. И вот как-то раз один из зайчиков должен был ехать на санках с горки и петь песенку, то есть я должна была его везти и одновременно петь. Это было сделать довольно трудно. Один раз я не попала в музыку, второй — неправильно произнесла слова, затем уронила санки, потом еще что-то приключилось. А режиссер все командовала: «Еще дубль!».
В конце концов, я не выдержала напряжения и разрыдалась. Наталья Викторовна долго-долго совершенно спокойно молчала, дала мне отдохнуть, а потом заставила повторить все еще раз. Это была лучшая школа, которая научила меня самообладанию и выдержке. Сейчас с нами работает режиссер Наталья Ситкова, вот они с Сокол очень похожи. А я с тех самых пор знаю: как бы сложно ни было, если надо переснять заново, значит, надо.
Владимир Ухин с Филей и Ерошкой.
А Ерошка появился гораздо позже, вместе с Филей. Им я управляла уже рядом с ведущим Володей Ухиным. Никакого труда для меня это не составило после всех белочек и зайчиков.
Пробовали ли вы с другими актерами-кукловодами меняться персонажами? Если да, то кто — Филя, Каркуша или Хрюша — вам откликался больше и почему?
Н.Г.: Скорее, это была необходимость. Например, когда кто-то из нас, артистов, уезжал на гастроли или болел. Приходилось мне заменять и Наташу Державину с Хрюшей, и Галину Марченко с Каркушей. Разве что Филю никогда не играла. Есть даже где-то старый выпуск, где я в живом плане играю маму, потом в эпизоде — Хрюшу, после него сразу — Каркушу, а затем еще и своего Степашку. И все это в одной передаче!
Вы отмечали, что Степашка «оказывает на вас магическое влияние». Что это значит?
Н.Г.: В детстве я играла в драматическом кружке. Уже не помню, в какой роли выступала, но в качестве грима у меня был длинный такой нос и кудряшки. Так вот, когда я приделывала себе этот нос, он совершенно менял мое поведение. Я начинала жить этим героем. Со Степашкой нечто похожее. Как только я беру его в руки, становлюсь им, вместе мы — единое целое. И сколько бы лет я ни прожила, с ним я ни на год не постарела.
Вы говорили, что актриса Наталья Державина, создавшая Хрюшу, нередко примеряла на него истории своих детей. Какие ситуации из вашего детства или ваших детей вы примеряли на Степашку и раскрывали в эфире «Спокойной ночи, малыши!»?
Н.Г.: Конечно, создавая образ Степашки, вольно или невольно подсматривала за поведением детей. Сначала это были мои младшие брат с сестрой, потом родились мои дети, у них были свои привычки, которые я перенимала и примеряла Степашке. Позже — внуки и правнуки. Например, внучка, которой сейчас уже 21 год, в детстве на любую фразу взрослых вдруг начала отвечать такое характерное: «Неужели?».
Рахат Лукумыч (Амаяк Акопян) вел программу «Спокойной ночи, малыши!» с 1996 по 2002 год.
Как вы относитесь к тому, что программу «Спокойной ночи, малыши!» воспринимают как частицу фольклора? Считаете ли вы сами ее фольклорной передачей?
Н.Г.: Несомненно! Ведь передаче уже 60 лет! Как говорит президент нашей телекомпании «Спокойной ночи, малыши!» Александр Митрошенков, это настоящий рекорд по продолжительности выхода программы на телевидении во всем мире. Совсем недавно в «Галерее звезд» в Останкино даже открыли памятную звезду в честь знаменитой четверки «Спокойной ночи, малыши!» — Степашки, Хрюши, Каркуши и Фили. Поэтому я уверена, что наши герои могут по праву стоять в одном ряду с такими сказочными персонажами, как Иван-царевич или Баба-яга, то есть считаться национальными детскими героями.
Выгорание — сейчас одна из популярных тем. Люди от 25 лет и старше нередко жалуются на то, что теряют интерес к любимой работе, и начинают искать себя в чем-то другом. Были ли у вас подобные кризисные моменты: когда хотелось попрощаться с кукловодством и Степашкой?
Н.Г.: Могу сказать одно — никогда! Никаких кризисов по отношению к работе у меня не было. Наоборот, скучаю по ней, если вдруг выдается перерыв в съемках.
Какие смешные истории происходили на площадке? И какие самые экстремальные?
Н.Г.: Этот вопрос часто задают, но, к сожалению, невозможно передать атмосферу, профессиональный юмор или какие-то истории, которые происходят с нами на площадке. Смешно, когда ты проживаешь это сам лично. А насчет экстремальных ситуаций, может, это слишком громкое слово, но неприятности, конечно, бывали.
Еще помню, наша Каркуша, Гертруда Суфимова, как-то сидела на ветке над водой и держала куклу на вытянутой руке. Режиссер ей кричит: «Еще ближе, ближе к воде!» — а сам смотрит только на Каркушу в кадре, и то, что актриса летит с ветки прямо в воду, ему и невдомек. А был случай, когда снимали сюжет о пчелах. И режиссер тоже говорит, мол, ближе, ближе к улью поднесите героя. В общем, раздразнили мы этих пчел, они и вылетели все разом! Кто куртку скорее накинул, кто капюшон, разбежались в разные стороны.
В одном из интервью вы говорили, что «таланты передаются через поколение», например вашим сыновьям передалась любовь к музыке от дедушки-композитора. Замечаете уже в ком-то из ваших внуков или правнуков любовь к театру или кукловодству?
Н.Г.: Да, мой папа был композитором, любил музыку, а еще парусный спорт. Мои дети тоже увлекаются водным спортом: виндсерфинг, кайтинг... Один сын стал музыкантом, внуки играют на разных музыкальных инструментах, внучка учится в театральном вузе. Много лет у нас есть семейная традиция ставить домашние спектакли. В канун Нового года мы собираемся все вместе и играем живой спектакль, сценарий которого специально пишет моя внучатая племянница. Никогда не репетируем, просто каждый заранее учит свою роль и отыгрывает ее уже на месте. Никто не отлынивает. Даже когда внучке было месяца три (сейчас она уже взрослая), у нее была отдельная роль — конфеты «Белый мишка»: в белом комбинезончике, завернутая на руках у мамы, как конфетка.
Наталья Александровна, смотрите ли вы современные мультфильмы (отечественные или иностранные?). Если да, то какие три вам понравились больше всего?
Н.Г.: Мне нравился «Ежик в тумане», «Простоквашино», «Золушка» был очень хороший фильм раньше. Из иностранных, пожалуй, «Бэмби». И кстати, наша телекомпания «Спокойной ночи, малыши!» тоже с недавних пор стала выпускать собственные мульт-фильмы. Один из таких успешных проектов называется «Супер Ралли» — анимационный сериал про гонки, который помогали делать настоящие пилоты.
У вас очень большая и дружная семья. Расскажите, сложно ли было совмещать работу и родительство в советское время? Были ли истории, когда приходилось жертвовать чем-то одним в пользу другого?
Н.Г.: Я всегда много работала: концерты, телевидение, гастроли. Как и современные мамы, многое решала по телефону. А еще оставляла записочки, причем стихами в стиле гекзаметра, с такими, например, напоминаниями: «Раковину за собою ты мой и с мочалкой, и с мылом», «Выпей лекарство, обед подогрей, не забудь про уроки и т.д.»...
Что вам, кроме Степашки, подарила ваша работа? За что вы благодарны?
Н.Г.: Кроме Степашки? Удовольствие! И зарплату, разумеется (смеется).
Как, по-вашему, образ женщины 60-х годов и женщины 2020-х годов сильно отличается? Какие перемены вам нравятся, а какие — не очень?
Н.Г.: Не могу сказать, что мне что-то не нравится. На мой взгляд, больше возможностей стало сейчас для молодых дам проявить себя, чего-то добиться в карьерном плане.
Какие правила счастливого брака вы можете перечислить? На чем держатся ваши крепкие отношения с супругом?
Н.Г.: Скажу так: невозможно поделиться каким-то универсальным рецептом счастливых отношений, потому что у каждого он будет свой. Мы все разные: мужья, жены, семейные обстоятельства. Поэтому каждому придется искать собственный способ создать счастливую семью.
Какие качества в поведении человека для вас автоматическое «нет» в общении? Можете перечислить пять таких качеств?
Н.Г.: Сложно ответить... Хороший человек — это какой? А если сегодня он в плохом настроении? Или он замечательный работник, но при этом у него есть какие-то отрицательные качества. Что, мне его за это не ценить? В каждом человеке, как в наших героях, есть все сразу. Сегодня Хрюша шалопай и озорник, а завтра ласковый и милый. Филя терпеливый и вдумчивый, а завтра вдруг на что-то разозлится. Или вот Степашка, обаятельный и миролюбивый, а завтра возьмет и лапкой кого-нибудь стукнет. Почему? Неизвестно. Также и взрослые. Поэтому насчет автоматического «нет» — не скажу, а вот каких людей я ценю и люблю — ответ однозначный. Творческих!
Блиц:
- Самое главное в жизни для меня — не останавливаться.
- Больше всего я люблю ... спать.
- Сильнее всего я горжусь ... детьми.
- Мой главный жизненный стимул — работать.
В отдельной статье мы рассказывали, как сложились жизни коллег Натальи Голубенцевой по программе «Спокойной ночи, малыши!».
- Как поддерживать чистоту дома летом: 5 простых правил