Источник здесь и далее: личный архив героини

В 2025 году журналу «Лиза» исполнится 30 лет! В цикле публикаций под общим названием «В главной роли — женщина» о своей работе, взглядах на жизнь и семейных ценностях расскажут 30 уникальных женщин.

Праздничную серию продолжает интервью с Лизой Федюковой, музыкантом, основателем онлайн-платформы «Классиопея». 

С чего началась ваша любовь к музыке?

Лиза Федюкова (далее — Л.Ф.): Моя старшая сестра играла на скрипке. Несмотря на юный возраст (мне было 3 года), я вдохновилась этим процессом и сказала маме, что тоже хочу играть на этом инструменте. И в итоге осталась с музыкой навсегда.

Какая из наград или премий, которые вы получили за годы своей карьеры, для вас была самой значимой?

Л.Ф.: Пожалуй, конкурс имени Давида Ойстраха. В 2010 году я участвовала в нескольких состязаниях — они принесли мне лауреатство. Конкурс Ойстраха был завершающим в этой череде и, наверное, самым эмоциональным. Мне пришлось проделать колоссальную работу, преодолеть серьезное физическое и моральное напряжение. Это стало для меня личной победой. Вдобавок я осознавала большую ответственность, выступая на мероприятии столь высокого уровня.

На вашем счету множество международных конкурсов и наград. Как вы справляетесь с волнением перед важными выступлениями?

30 интервью с уникальными женщинами: скрипачка-реформатор Лиза Федюкова

Л.Ф.: Сегодня я не знаю, что такое волнение, — выходя на сцену, испытываю только радость. Но в подростковые годы переживала его остро. Мне помогала мама: она всегда была рядом и находила слова, которые придавали мне уверенности. Вообще, волнение на сцене — это большая психологическая работа. Мне потребовались годы, чтобы начать просто наслаждаться процессом исполнения музыки.

Как выбираете музыку для исполнения? Какие композиторы вам особенно близки?

Л.Ф.: Я в принципе люблю музыку. Но так как я академист, основа моего репертуара — классика. Каждый композитор близок по-своему. Наверное, это зависит от периода жизни, настроения, событий. Как правило, я работаю над произведениями, которые в ближайшее время должна исполнять, но выбираю их не я, а приглашающая сторона. В моем репертуаре все великие имена. Но я также с большим интересом обращаюсь к малоизвестным необычным произведениям. Например, в мой альбом вошла композиция-посвящение современного британского композитора Илана Эшкери «Нуреев», вдохновленная сложной судьбой великого балетмейстера. Я также исполняла концерт Александра Арутюняна «Армения-88», созданный в память о жертвах землетрясения в Спитаке. Сейчас в моих планах — продолжить открывать для слушателей жемчужины современной музыки и создавать новые творческие союзы с российскими и зарубежными композиторами.

Недавно вы были на открытии академии «Меганом». Что это за проект? 

Л.Ф.: Это интересная история, которая началась случайно. Я узнала об открытии академии через соцсети, захотела принять участие в таком событии. В первую очередь меня привлекло то, что академия находится в Крыму (здесь я родилась) и связана с классической музыкой. Я написала продюсеру «Таврида-Арт». В итоге меня пригласили на открытие, и на одной из площадок я представляла классическую музыку как одно из направлений этой программы. Считаю, что подобные проекты важны для развития культуры и для того, чтобы привлечь внимание молодых людей к чему-то правильному и нужному.

Вы — создатель и наставник онлайн-платформы «Классиопея». В чем ее идея?

Л.Ф.: «Классиопея» — это проект для сотрудничества и обмена опытом между музыкантами всего мира. Несмотря на красивую картинку на сцене, люди не задумываются о том, что работа музыканта — такая же рутина, которая присутствует в каждой профессии. В какой-то момент я поняла, что у нас есть шанс ее избежать через такое сообщество. Мы репетируем онлайн, обсуждаем музыку, делимся опытом и становимся наставниками друг для друга — и все это, несмотря на разные локации. Наша основная цель — показать музыкантам, что, когда ты работаешь с искренним стремлением быть полезным и услышанным, появляется реальный интерес и вдохновение для дальнейшего роста.

В чем, по вашему мнению, заключается главный вызов для творческих людей в условиях современного мира?

30 интервью с уникальными женщинами: скрипачка-реформатор Лиза Федюкова

Л.Ф.: Основной вызов — осознание того, что просто делать свое дело на высоком уровне недостаточно. В современном мире любая сфера, в том числе творчество, — это не только искусство, но и бизнес. И в этом контексте важно не только развивать свои профессиональные навыки, но и уметь продвигать себя, быть социально активным, искать возможности для сотрудничества. А еще всегда иметь план «Б» на случай, если что-то пойдет не так.

Поддерживает ли вашу карьеру семья? 

Л.Ф.: Конечно, поддерживает! Без семьи ничего бы не было. Проделать такой путь, который был в моей жизни, невозможно в одиночку. Семья — это опора, поддержка. Мне очень повезло с ней. Я благодарна каждому просто за то, что они есть в моей жизни. 

Как сочетаете насыщенную творческую карьеру с личной жизнью? 

30 интервью с уникальными женщинами: скрипачка-реформатор Лиза Федюкова

Л.Ф.: Сочетаю отлично. Рядом со мной люди, которые меня понимают и поддерживают, поэтому никаких проблем с балансом не возникает. Я трудоголик: когда работаю, получаю удовольствие, усталость не ощущаю. Конечно, после интенсивных периодов порой возникает некоторое переутомление, но мне достаточно один день побыть дома, делать то, что я люблю, — и я снова в активном режиме.

Есть ли у вас места силы в разных городах и странах? 

30 интервью с уникальными женщинами: скрипачка-реформатор Лиза Федюкова

Л.Ф.: Для меня таким местом силы всегда была Россия в целом. Здесь я отдыхаю душой. Это самое главное и необходимое в моей профессии. И конечно, обожаю море — я родилась в пяти минутах ходьбы от него. Мне иногда нужно просто побыть наедине с морем — и становится легче.

Какое ваше любимое блюдо? Сами готовите?

Л.Ф.: Люблю разные блюда. Главное, чтобы было вкусно. Сама тоже обожаю готовить. Это, можно сказать, мое хобби. В мой «кулинарный репертуар» входят традиционные крымские блюда: плов с мидиями, сарма («долма»), шурпа, чебуреки, лагман и, конечно, барабульки и ставридки. 

Можете вспомнить интересное мероприятие, которое посетили за последнее время?

Л.Ф.: Недавно была в Париже и посетила музей Орсе. До сих пор вспоминаю работы, представленные там. Настолько красиво, тонко и изящно, как музыка скрипки, которую специально для меня сделал французский мастер Антуан Лораль.

Если бы не музыка, чем бы занимались в жизни? 

30 интервью с уникальными женщинами: скрипачка-реформатор Лиза Федюкова

Л.Ф.: Я разносторонний человек, мне многое любопытно. Интересуюсь и политикой, и медициной, и спортом. Был период в жизни, когда увлеклась юриспруденцией. Иногда задумываюсь, а не попробовать ли мне начать заниматься чем-то другим, но, углубляясь в любую из профессий, через пару недель понимаю, что музыка — лучшее, что могло со мной случиться. 

Как вы считаете, что помогает людям достигать успеха в какой-либо сфере?

Л.Ф.: Умение общаться с окружающими и не бояться пробовать что-то новое. В современной жизни у нас есть уже все, поэтому удивить кого-то очень сложно. Чтобы быть успешным, нужно думать иначе, действовать иначе, не бояться рисковать и, конечно, знать себе цену.

«Лизе» в этом году исполняется 30 лет. Есть ли у вас какая-то особенная история, связанная с журналом?

Л.Ф.: «Лизу» помню с детства. Мы почти ровесники с моей тезкой. Родители часто покупали этот журнал, и я время от времени пролистывала его страницы. Мне очень нравилось, что мое имя красуется на обложке!

Блиц: 

  • Самое главное для меня... иметь возможность реализовать задуманное и быть счастливой.
  • Больше всего я люблю... получать хороший результат после проделанной работы.
  • Мой главный стимул... осознание того, что мы живем в мире больших возможностей, и я считаю, что важно использовать их на полную мощность.

В отдельной статье мы рассказывали, как по привычкам ребенка определить его талант. 

Рекомендуем