
В 2025 году журналу «Лиза» исполнится 30 лет! В цикле публикаций под общим названием «В главной роли — женщина» о своей работе, взглядах на жизнь и семейных ценностях расскажут 30 уникальных женщин. Праздничную серию продолжает интервью с Александрой Гапанович, российским дизайнером, основательницей бренда Gapanovich.
Помните ли вы момент, когда поняли: «Мода — это мое»?
Александра Гапанович (далее — А.Г.): Я родилась в Мурманске, в обычной семье. Всегда чувствовала себя творческим человеком, но решение стать дизайнером одежды пришло в старших классах. В 17 лет случайно попала на конкурс начинающих дизайнеров, где нужно было создавать образы из бросовых материалов — пакетов, газет, дисков.
Как бы вы описали стиль, в котором работаете?
А.Г.: Эклектика. Я всегда тяготела к смешению форм, материалов, контрастов. Мне близки многослойность, объем, женственность. Я создаю вещи для ярких, творческих, смелых женщин, которые не боятся быть заметными и открыты к экспериментам.
С какими материалами предпочитаете работать?
А.Г.: Мне близка работа с натуральными тканями. Одна из любимых — вареный хлопок. Это очень кропотливая ручная работа: хлопок многократно вываривают, деконструируют, обрабатывают, и в результате ткань приобретает особую фактуру, как будто из бабушкиного сундука. Он словно хранит в себе тепло старины, но при этом остается невероятно живописным — отлично сочетается с кружевом, рваными швами, дырочками и заплатками. Кроме того, люблю работать с фатином, шерстью, эвкалиптовой вуалью, крапивой, пайетками, блестящими поверхностями. Использую переработанные ткани и миксую их с инновационными. Для меня важно, чтобы ткань помогала выразить идею, и тогда в ход может пойти все — от тончайших кружев до пластиковых элементов.
Что нужно, чтобы стать успешным дизайнером?
А.Г.: В первую очередь — системность, постоянное обучение и внутренняя стойкость. В творческой профессии много нестабильности, и важно уметь справляться с трудностями. Дизайнер — это ведь не только про одежду. Ты становишься одновременно и маркетологом, и продюсером, и логистом. Нужно развивать себя всесторонне: учиться, делегировать обязанности, адаптироваться к новым задачам. Это путь, в котором не бывает финиша.
Если ты по-настоящему хочешь реализоваться, придется двигаться шаг за шагом, не теряя цели, быть гибким и открытым.
Какую роль в вашем становлении сыграла семья и друзья?
А.Г.: Безусловно, важную. В детстве родители однажды попытались направить меня в сторону «практичной» профессии — биолога. На Кольском полуострове, откуда я родом, это казалось стабильным выбором. Но я уже тогда знала, что хочу заниматься модой. Родители волновались — времена были непростые, безденежные. Но я не отказалась от своей цели. В итоге мои родители, муж, его семья и близкие друзья стали главной опорой. Я очень ценю их помощь и поддержку. Без них путь был бы куда сложнее.
Есть ли у вас ориентиры в мире моды?
А.Г.: Прежде всего это Вивьен Вествуд. Для меня она больше, чем дизайнер: символ свободы, силы и влияния моды на общество. Восхищаюсь Джоном Гальяно — за фантазию, театральность и умение творить магию из ткани. Вдохновляет Schiaparelli — бренд, где история встречается с авангардом и модной драмой. Из современных привлекает внимание французский дизайнер Симон Жакмюс. Его стиль — это истории, поданные тонко и стильно.
Можете назвать события, которые стали поворотными в вашей карьере?
А.Г.: Самым судьбоносным стало решение подать заявку на участие в Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Это был квантовый скачок — шаг из зоны сомнений в новое профессиональное пространство. Тогда меня поддержал педагог, а сейчас и близкий друг Михаил Монаков, который поверил в меня и настоял, чтобы я попробовала свои силы на этом показе. С этого началась новая история бренда. А еще важным моментом в моей карьере стал переезд в Москву. В Мурманске мои вещи казались слишком непривычными, а в столице я впервые почувствовала: моя одежда нужна, ее хотят носить. Именно тогда я поняла, что дизайн — это не только искусство, но и профессия, в которой можно развиваться и зарабатывать.
Какая из коллекций для вас самая важная?
А.Г.: Коллекция «Эвдиалит». Она посвящена моему папе, которого давно нет. Он был военным. Именно он в детстве открыл для меня мир минералов: водил в музеи, показывал книги, рассказывал истории. Когда мне случайно попался эвдиалит с Кольского полуострова, все сложилось. Сам минерал удивительный: его текстура и цветовая палитра — зелень, бордо, фуксия — словно впитали в себя легенду. По преданию, он защищает воинов и помогает пережить скорбь. Его еще называют «кровь саамов»: будто бы минерал появился после сражения, вобрав в себя кровь павших. Мы разработали принт на основе фактуры камня вместе с Анастасией Федоренко, нашим арт-директором. Работа была непростой — и эмоционально, и творчески.
Как реагируете, когда видите кого-то в одежде Gapanovich?
А.Г.: Это и радость, и волнение, и благодарность. Ведь человек выбрал твою вещь, вложил в нее свои эмоции. Это и есть подтверждение того, что ты идешь в правильном направлении.
А вы носите одежду своего бренда?
А.Г.: Конечно. Мои фавориты — платья и блузы, а еще люблю пальто. Наши блузы выразительные и акцентные, поэтому даже с простыми джинсами или однотонным низом создают необычный образ. Но я не ограничиваюсь только своим брендом. Могу сочетать свои вещи с масс-маркетом или другими дизайнерами. Главное, чтобы одежда мне действительно нравилась.
Вы создаете одежду с посланием. Что бы вы хотели донести через свои коллекции?
А.Г.: Главное послание — не терять связь с культурными корнями. Русская традиция — это не только про лубок и сувениры, а источник глубины, красоты и вдохновения. Мне важно показать, как ее можно переосмыслить, подать нестандартно — и она будет звучать современно, актуально, живо. Мне хочется, чтобы через одежду люди почувствовали уважение к тому, что было до нас. Может быть, кому-то вдруг захочется узнать, что такое елецкое кружево, или съездить на производство павловопосадских платков.
Если через мои коллекции кто-то заинтересуется хотя бы фрагментом нашей культуры — это уже победа. Я верю, что мода может вдохновлять не только внешне, но и внутренне.
Какие вещи стоит добавить в гардероб этой осенью?
А.Г.: Красивое пальто осенних оттенков и длинный объемный шарф. Пусть одежда не просто греет, а создает ощущение уюта, стиля и внутренней опоры.
Блиц
- Самое главное для меня — дети (у меня их 4) и творчество.
- Больше всего я люблю... спокойствие и не спешить.
- Мой главный стимул... опять же дети, которые подстегивают меня двигаться вперед.