
Для режиссера Эльдара Александровича Рязанова «Девушка без адреса» была второй работой. Первой стала «Карнавальная ночь» (1956) с участием Людмилы Гурченко в главной роли. И в то время как дебютный проект привел его в такой же восторг, как и многих зрителей, с «Девушкой» все сложилось несколько иначе.
В чем же было недовольство Рязанова, почему актриса, исполнившая главную роль, повздорила с ним и какие секреты таит кинолента — в материале Lisa.ru.
Первоначальный актерский состав
Рязанову не верилось, что он сможет повторить успех первого фильма, да и к тому же сценарий ему не особо-то нравился. Его режиссеру предоставил «гений советского кино», тогдашний директор Мосфильма Иван Пырьев. Но делать было нечего, Рязанов согласился взяться за работу, пусть не особо привлекательного проекта. Впоследствии режиссер сказал: «Лишь бы не погнали с работы».
За каст он не переживал. Ему хотелось видеть все тех же актеров из «Карнавальной ночи»: Людмилу Гурченко и Игоря Ильинского, однако художественный совет выступил против. Пырьев сослался на достаточное количество и других талантливых актеров, которых для разнообразия также нужно приглашать, плюс Гурченко в тот момент отказалась сотрудничать с КГБ, потому «снимать ее не будут».
В итоге утвердили Николая Рыбникова (сыграл Пашу Гусарова) и Светлану Карпинскую (Катя Иванова). И если Рыбникова уже все тогда знали, о Карпинской едва ли догадывались. Изначально она обучалась на кафедре русского языка и литературы филологического факультета ЛГУ имени А. А. Жданова, а потом, после успеха, поступила сразу же на второй курс ЛГИТМиКа в мастерскую Бориса Зона.
Отметим, до Светланы главную роль могла сыграть и Зоя Виноградова, которая служила в Ленинградском театре музыкальной комедии. Рязанова привлекали ее вокальные данные и приличный актерский опыт. Девушку даже утвердили и записали несколько песен к фильму в ее исполнении, однако дирекция театра поставила артистке условие: либо сцена, либо камера. Так Виноградова и отказалась от «Девушки без адреса». Хотя песни, которые исполняет главная героиня, звучат голосом Зои.
А как же Карпинскую утвердили на главную роль?
Она принимала участие в театральных кружках и даже сыграла небольшую роль (птичницу Наташу из подмосковного колхоза) в «Поддубенских частушках». С наибольшей вероятностью именно там ее и заметил Рязанов, однако есть и другая версия — сценарист Леонид Ленч увидел ее в метро. Как бы там ни было, режиссер не остался в восторге от окончательного решения худсовета.
Трудности съемок
Как рассказывали коллеги актрисы, она нередко обижалась на Рязанова. Из ключевых причин было:
- Режиссер не разрешал ей распускать волосы (а у нее была коса до колен);
- Она снималась в «слишком простой и даже страшной» одежде;
- Ее запрещали гримировать.
Из-за этого Карпинская считала, что Рязанов пытался заглушить ее красоту и вызвать негативную реакцию у зрителей. К слову, даже Рыбников был на стороне Светланы и говорил:
«Такая девочка хорошенькая! Господи, ты хоть волосы ей распусти, что ж она у тебя все время в платке ходит».
Отметим, перед съемками Рязанов попросил ее сбросить вес.
Обида на режиссера у Светланы Алексеевны держалась и спустя несколько десятилетий. Об этом она рассказывала в одном из интервью:
«А разве ж можно милую девочку, такую пупочку, с волосами до колен, заставлять ходить все время в длинной юбке, в платке-тряпке, и с лицом, где нет ни капли грима? Какие там у меня босоножки! Боже мой! Ужас! Рязанов хотел сделать из меня социалистическую девочку. И ведь сделал! Полгода, пока шли съемки, мне было очень неуютно».
И если актриса выражала недовольство о ненадлежащем преображении героини, то поделиться переживаниями о трудностях съемок не хотела. К примеру, эпизод, где Катя сидит на лавочке под ливнем, снимали в декабре. Дождь имитировали с помощью полива из шланга, но она не жаловалась. Позже актриса призналась, что слегла с ангиной на две недели, а первое время коллеги лечили ее коньяком «для разогрева»:
«Я слегла на два месяца с ангиной. Кошмар! Мне, которая не курила, не пила, дали коньяк. Я не могла пить, давилась…».
А еще она несколько раз рисковала жизнью, попадая под машину:
«На этих съемках меня шесть раз сбивала машина, я по-настоящему падала и долгое время ходила в синяках. Я прыгала с этажа на этаж и пролетела мимо матов. Хорошо, меня какой-то человек вовремя поймал».
В прокате
1958 год. Комедия «Девушка без адреса» выходит в свет. Эльдар Александрович сильно переживал за ее успех и хотел повторить культовость «Карнавальной ночи». Вторая картина режиссера стала второй после «Тихого Дона» Сергея Герасимова — работу Рязанова просмотрели свыше 36,4 млн зрителей.
Но какой бы восторг ни был у зрителей, он не смог проникнуться теплотой своего же детища.
«Он считал, что было бы лучше, если бы все-таки снялась Гурченко. И вообще он полагал, что, несмотря на выдающихся артистов, которые замечательно делали все, что им предлагалось, все-таки что-то не сложилось», — рассказал кинокритик Сергей Лаврентьев.
Даже в книге «Неподведенные итоги» киногений не упоминал этой комедии и только потом сказал, что картина стала бы куда живее, динамичнее и смешнее, если бы ему дали больше свободы.