Источник: @barbie

Кукла Барби не была изначальным проектом. Она появилась, скорее, как эксперимент. Создатели игрушки даже представить себе не могли, до каких масштабов все дойдет.  Ажиотаж вокруг игрушки не утихает с момента выпуска — 9 марта 1959 года. Эта дата считается официальным днем рождения куклы — так что совсем скоро Барби исполнится 64. 

Из нашей статьи ты узнаешь, при каких обстоятельствах появилась Барби, почему она перевернула индустрию игрушек, как изменилась и стала отражением современных повесток.

У тебя есть кукла Барби?

  • Да, в детстве я в них с удовольствием играла. Сейчас просто дома хранятся. Как память =)
  • Нет и никогда не было. Не люблю куклы.
  • Раньше была, любила в нее играть — одежки разные шила. Потом все раздала.
  • Основание компании Mattel, или попытка отвлечься от войны

    В 40-е годы США вместе с Великобританией воевали с Японией в водах Тихого океана. Самые крупные потери американцы потерпели в 1941 году, когда японцы напали на Перл-Харбор, крупнейшую военно‑морскую база США. Это событие и стало причиной вступления Штатов во Вторую мировую войну. Через четыре года — 6 и 9 августа 1945 года — американская сторона сбросила на города Хиросима и Нагасаки атомные бомбы. После — 17 августа — развернули кампанию «Августовский шторм». Тогда к военным действиям подключились советские войска. Такой удар на фоне бомбардировок заставил Японию капитулировать. Это произошло 2 сентября 1945 года. 

    Как и в любой стране, простые люди тяжело переживали происходящее. По предварительным подсчетам, США потеряли в войне около полумиллиона человек. Из них чуть больше 400 тысяч погибли и порядка 100 — пропали без вести.

    С днем рождения, Барби: как за 64 года изменился образ легендарной куклы
    Источник: YouTube/Таня Америка

    Через полгода после официального завершения войны — в январе 1945 года — супруги Рут и Эллиот Хэндлер, вместе с другом семьи Мэтсоном Гарольдом затевают бизнес. Друзья открыли багетную мастерскую — делали различные рамки для картин. Компанию назвали Mattel. От производства деревянных багетов оставалась лишняя древесина. Выкидывать ее было жалко, но и как задействовать — тоже непонятно. Спасением стала идея, которая пришла в голову Рут. 

    Она заметила, что уставшие от переживаний люди охотно тратили деньги на развлечения — на то, что радует их здесь и сейчас. В том числе, родители не экономили на игрушках детям. Особым спросом пользовались кукольные домики, которые увлекали младших школьников в фантазию об идеальном доме — они могли часами его обставлять, придумывать свой дизайн и все в этом духе. 

    Сейчас деревянные кукольные домики также активно производят. 

    Тогда Рут предложила Эллиоту и Мэтсону сделать несколько деревянных домиков — в качестве эксперимента. Те согласились, ведь остатков древесины на такое дело точно хватало. Идея сработала — домики из дерева раскупали намного охотнее, чем багеты. Поэтому друзья быстро переквалифицировались и стали специализироваться только на этом. После расширили ассортимент — начали вырезать музыкальные шкатулки. 

    Дело шло хорошо. Настолько, что в начале 50-х годов Mattel даже подписали контракт с мультипликационной студией Disney и рекламировали свой товар во время детской программы «Клуб Микки Мауса». Шоу было популярным среди детей, поэтому продажи подскочили в несколько раз.

    С днем рождения, Барби: как за 64 года изменился образ легендарной куклы
    Источник: ru.wikipedia.org/@barbie

    Телепрограмма «Клуб Микки Мауса» появилась в 1955 году. Тогда ее запустили, чтобы за счет рекламодателей собирать деньги на строительство Диснейленда. Через 30 с лишним лет участниками детского шоу станут юные Бритни Спирс, Кристина Агилера, Джастин Тимберлейк и Райан Гослинг. Последний, кстати, в 2022 году сыграл роль Кена в экранизации фильма о Барби. 

    С днем рождения, Барби: как за 64 года изменился образ легендарной куклы
    Источник: кадр из фильма «Далекий край»

    После Mattel стали выпускать игрушечные винчестеры, которые разлетались с огромной скоростью, ведь тогда начался бум на Дикий Запад — каждый мальчишка хотел быть немного Джеймсом Стюартом из «Далекого края». И, казалось бы, можно было на этом остановиться, но наблюдательная Рут снова изменила ход игры. Следующий шаг стал революционным. 

    Привет, Барби и кто такая Билд Лилли

    У Рут и Эллиота подрастала дочь Барбара. Конечно же, у нее тоже был свой игрушечный домик. И не один. В один из дней Рут случайно заметила, что 5-летняя Барбара, играя с подругой, перемещала по комнатам своей мини-резиденции фигурки. Когда Рут подошла ближе, увидела, что это бумажные куколки в виде девушек-моделей. Ей показалось интересным, что девочкам нравится играть именно со взрослыми образами — тогда в Штатах детские куклы были либо в виде пупсов, либо имитировали детей чуть старшего возраста. 

    Производители игрушек даже не задумывались, что куклы, похожие на взрослых женщин, могут быть интереснее. Играя ими, девочки примеряют на себя образ симпатичной барышни, которой они станут, когда вырастут. Тогда Рут поняла, что нужно создать куклу, с которой не надо нянчиться — нужен был образ, которому хочется подражать. 

    С днем рождения, Барби: как за 64 года изменился образ легендарной куклы
    Источник: babiki.ru

    Вдохновением для создания первой такой куклы стала героиня немецкого комикса Билд Лилли. Свое имя она получила по названию газеты Bild Zeitung, в которой публиковали рисованные истории. В Германии Лилли перекочевала с бумажных страниц на прилавки в виде фэшн-куклы в 1955 году, а сам образ карикатурист Рейнхарт Бойтин придумал 24 июня 1952 года. Это была стройная блондинка с тонкими бровями, как у Марлен Дитрих, томным взглядом и внушительным модным гардеробом. Также прототипами были актрисы Мэрилин Монро и Бриджит Бардо. 

    Что интересно — Лилли изначально была развлечением для взрослой аудитории. Поэтому ее продавали только в табачных магазинах. Но после необычной игрушкой заинтересовались молодые девушки и школьницы, которым было интересно придумывать Лилли образы — шить одежду и хвастаться друг перед другом своими куколками. Такой спрос заставил производителей расширить рынок сбыта — так Лилли появилась в сувенирных лавках и магазинах игрушек.

    Кукла стала такой популярной, что в 1958 году по комиксу о ней сняли фильм. Он назывался «Лилли — девушка в большом городе». Актрису на главную роль выбирали придирчиво — хотели, что...
    Кукла стала такой популярной, что в 1958 году по комиксу о ней сняли фильм. Он назывался «Лилли — девушка в большом городе». Актрису на главную роль выбирали придирчиво — хотели, чтобы она была максимально похожа на рисованную Лилли. В итоге кастинг выиграла датчанка Энн Смайрнер. 
    Источник: babiki.ru

    Но вернемся в штаты. Чтобы не повторяться, в Mattel решили сделать свою первую куклу брюнеткой. Ее голову украшал высокий хвост, в ушах были перламутровые сережки, а на ногах — открытые босоножки на каблуке. Вместо платья куклу нарядили в полосатый купальник. Имя новой игрушке супруги Хэндлеры дали в честь своей дочери Барбары, которую дома всегда называли Барби. После игрушку повторили и в образе со светлыми волосами.

    С днем рождения, Барби: как за 64 года изменился образ легендарной куклы
    Источник: YouTube/Redenchen

    Для Барби также придумали легенду — это была девушка-модель, которая следила за фигурой и путешествовала по миру. Полное имя Барби — Барбара Миллисент Робертс. Она родилась в городе Уиллоус, штат Висконсин, и выросла в семье Джорджа и Маргарет Робертс. В 90-е биография немного изменилась — Барби стала уроженкой Нью-Йорка. 

    Свой новый товар Mattel прорекламировали по телевидению, поэтому долго отклика ждать не пришлось. Спрос на Барби превысил все возможные представления. Цена одной такой куклы была всего три доллара, это делало ее еще более привлекательной. 

    Для детей такая игрушка стала лучшей в мире. Но не все родители поддерживали этот интерес — были те, кто считал, что Барби может навредить детской психике. Основным аргументом противников было, что кукла выглядит слишком откровенно.

    Но Mattel не смущали такие замечания. Они видели, какой ажиотаж вызвало их творение, и продолжили выпускать Барби в других образах. Отдельным источником дохода стала одежда для Барби. В начале 60-х коллекции для куклы создавали Ив Сен-Лоран, Пьер Карден и Жан Поль Готье. Тогда же куклу признали абсолютным бестселлером. 

    В 1961-м году для Барби создали друга — Кена. Его назвали в честь сына Хэндлеров. После у блондинки (закрепился все же этот цвет волос) появились другие родственники — лучш...
    В 1961-м году для Барби создали друга — Кена. Его назвали в честь сына Хэндлеров. После у блондинки (закрепился все же этот цвет волос) появились другие родственники — лучшая подруга Мидж (1963) и сестренка Скиппер (1964).
    Источник: YouTube/Тебе всё можно

    Такую семью Хэндлеры придумали, потому что сами были очень дружны. На протяжении всей жизни Рут и Эллиот поддерживали друг друга. 

    На фото супруги Хэндлеры с детьми — дочерью Барбарой и сыном Кеннетом — позируют для журналистов после успешного запуска новой игрушки.
    На фото супруги Хэндлеры с детьми — дочерью Барбарой и сыном Кеннетом — позируют для журналистов после успешного запуска новой игрушки.
    Источник: YouTube/Тебе всё можно

    В 1993 году Mattel заработал первый миллиард долларов благодаря Барби. Через год бюджет компании увеличился еще на столько же. 

    Еще одна причина успеха: Барби как отражение роли женщины в социуме

    Поклонники куклы уверены, что такой успех продиктован не только тем, что Барби отличалась от других игрушек того времени. Она появилась в очень нужное время — когда в Штатах начала ярко формироваться роль женщины в обществе. Если раньше многие девушки ставили крест на карьере, когда выходили замуж — чтобы стать эталонными домохозяйками и примерными женами, то ближе к 60-м годам начались другие настроения. Расцвет интереса к Барби пришелся как раз на Вторую волну феминистского движения.

    Главными претензиями активисток стали:

    • возвращение женщины к роли домохозяйки после Второй мировой войны,
    • расцвет бейби-бума.

    Все это буквально запирало женщин дома — они оказывались в изоляции, отчужденные от политики, экономики и законотворчества. В 1964 году в США впервые прозвучала фраза «освобождение женщин». В 1966 году ее упомянули в печати и стали использовать повсеместно. А вот, что говорила сама Рут за несколько лет до этих событий.

    «Для меня Барби — олицетворение идеи, что у женщины есть выбор. С помощью куклы девочка может быть, кем хочет — примерять разные профессии, играть разные роли», — сказала Рут в одном из своих интервью.

    Таким образом, идея, которую она вкладывала в свою игрушку, идеально совпала с женской повесткой времени. Поэтому неудивительно, что дальнейшая история Барби плотно переплеталась с любыми изменениями фемповестки — среди кукол были не только фантазийные русалочки и феи, но стали появляться Барби разных профессий.

    С днем рождения, Барби: как за 64 года изменился образ легендарной куклы
    Источник: @barbie

    Барби была: 

    • космонавтом,
    • строителем,
    • наездницей,
    • робототехником,
    • ковбоем родео,
    • детективом, 
    • полицейским,
    • пилотом истребителя,
    • военным,
    • футболисткой,
    • капитаном корабля,
    • байкером и много кем еще. 

    Благодаря Барби девчонки по всему миру пусть в фантазиях, но допускали, что могут освоить любую из этих профессий, когда вырастут. Так миссия куклы пополнилась задачей стереть границу между исключительно женскими и мужскими работами. Барби из просто модели-путешественницы стала олицетворением того, что все возможно. 

    В наше время спектр Барби увеличился — среди кукол появились модели разных оттенков кожи, комплекции, особенностей тела и культуры. Например, осенью 2019 года Mattel выпустили Барби на инвалидной коляске. В 2023 году коллекцию пополнили куклы, на чье создание вдохновили известные чернокожие женщины.

    В общем, компания меняется вместе с мировыми тенденциями. Конечно, можно было бы обвинить Mattel в подыгрывании, но Рут заложила импульс поддерживать девочек и женскую повестку в ДНК-куклы на старте. То есть он не появился недавно. Так что развитие и маркетинговые ходы в этом ключе выглядят логичным продолжением. 

    За 64 года Барби не изменила себе — все так же остается примером для подражания и делает свой вклад в расширение вариативности типажей. Удивительный феномен Барби пытались повторить другие производители. Например, в 2001 году у нее появились серьезные конкурентки — куклы Братц. Публика их тепло приняла, но до уровня красотки конца 50-х они пока так и не доросли. 

    Рекомендуем