Сегодня будущие родители серьезно готовятся к появлению будущего малыша: покупают книги по физиологии, гигиене, питанию новорожденных, посещают школы мам и пап, узнают об особенностях ухода и некоторых потребностях грудничков. Но речевое развитие часто ускользает от внимания. Но оно тесно связано с развитием физическим – Ваш малыш растет, изучает окружающий мир, а ты, ухаживая за ним, даешь ему возможность спокойно подготовиться к новому этапу. Ребенок слушает, что говорят близкие, – и учится. Причем, уже с первых дней жизни.
Возраст: от 0 до 1 месяца
Казалось бы, новорожденный живет в своем мире. Ручки и ножки согнуты или полусогнуты, пальцы сжаты в кулачок. Он не в состоянии держать голову, а большинство движений еще управляются рефлексами. Какая тут речь?
-
Не пропустите
И все же ребенок кричит, плачет, да еще как! Он реагирует на обращенные к нему слова, на интонацию: на ласковую – радуется, замирает, пытается всмотреться; а на резкую – плачет (другие причины расстройства малыша ищи здесь).
Разговаривай с ним каждый раз, когда кормишь, переодеваешь, убаюкиваешь или просто держишь на руках. Общаясь с другими членами семьи или друзьями, помни, что малыш все слышит. Поэтому лучше воздерживаться от выяснения отношений, резкого смеха. Да, пока ребенок не понимает смысла слов, но будет реагировать на резку речь речь (вздрагивать, дергаться).
Возраст: от 1 до 3 месяцев
Грудничок учится управлять своим телом. Пальцы иногда разжимаются, например, чтобы обхватить какой-нибудь предмет, хотя это движение часто бывает хаотичным. Он постепенно начинает опираться на руки и на короткое время поднимать голову. В этот период слух его становится чуть острее, постепенно развивается и мимика, что способствует появлению первых звуков.
В вашем доме постоянно включен телевизор или радио? Вот такой шумовой фон грудничку ни к чему: резкие звуки, громкая музыка, сбивчивая речь ведущих, — все это создает нагрузку на нежные ушки. В шуме-гаме малыш не заговорит быстрее: выключайте!
Малыш растет, и появляется первое «гуление»: он издает отдельные звуки и прислушивается к ним («а-а-а», «о-о-о», «м-м-м»). Интересно, что все дети разных стран мира «гулят » одинаково – особенности языковой группы родителей на этом навыке не отражаются.
Сейчас полезно «поговорить на его языке»: старайся повторить звук, который произнес малыш. Такие непродолжительные занятия (длиной буквально в несколько секунд) помогают установить контакт и развить внимательность. В остальное время просто разговаривай ласково, доброжелательно.
Послушай, где звенит
Для развития слуха и речи полезны музыкальные игрушки: мобиль, погремушки, трещотки, маракасы, бубен – выбирай те, у которых приятное звучание. Следи за реакцией ребенка: если на звук погремушки он реагирует вздрагиванием и пугается, отложи ее.
- Сам малыш еще не играет. Помоги ему – мягко позвени погремушкой справа и слева от него, проведи перед глазами, меняя темп и интервалы – это будет тренировать слух.
- Описывай все действия: «Позвеним, динь-динь, тихо-тихо. А теперь громко: ба-бах!»
- Расширяй звуковой и музыкальный ряд: помимо занятий с игрушками, прослушивания мелодичных песенок, подрастающему малышу можно поставить и запись птичьего щебета, шума моря и дождя. Изображай, проговаривай то, что он слышит: как чирикает воробей и кричит кукушка, как шумит ветер в ветвях.
Возраст: 3 месяца
Чувство равновесия у ребенка становится все стабильнее. Если он лежит на животе, то уже может довольно уверенно опираться на согнутые руки и поднимать при этом голову. Он все чаще рассматривает свои пальцы, засовывает их в рот. У него хорошо получается хватать и удерживать что-либо. При подъеме головы сразу расширяется поле зрения: малышу становится понятнее ваша артикуляция, и он начинает пристально следить за ней.
Могут появиться и звуковые сочетания (пока случайные), напоминающие лепет: «агу-гу», «ба-ба-ба…». Часто дети пытаются произнести звуки с руками во рту: ничего страшного, это своего рода упражнение.
Важно подбадривать малыша, искренне радуясь его первым звукам. Только не торопите его, пусть действует в своем темпе.
Возраст: 4 месяца
Малыш все чаще интересуется разными предметами, которые сначала рассматривает он со всех сторон, а затем тянет в рот. И это неудивительно: рот – пока самый восприимчивый орган чувств. Первое знакомство со свойствами предметов происходит при помощи губ и языка: малыш сосет и ощупывает новую игрушку и тем самым формирует впечатления. Он внимательно слушает звуки, может пытаться их повторить, но это действие происходит неосознанно, может повторяться многократно.
В этот период ребенок начинает усваивать нормы той языковой системы, в которой живет семья. Активно вводи песенки – ритмичность, напевность упрощают усваивание материала. Начинайте с самых простых колыбельных.
Люли, люли, ой, люли, Прилетели голуби. Стали ворковать, Нашу деточку качать. Бай-бай-баю-бай, Поскорее засыпай, Бай-бай-баю-бай, Спи, малыш мой, засыпай.
Подбирая песенки, старайся находить короткие тексты с повторяющимися фразами и словами — так ребенку будет легче уловить звуки и слоги.
Выполняя массаж рук и ножек малыша, приговаривай:
Ладушки-ладушки! Где были? — У бабушки! Чай пили, в ложки били, По-турецки говорили
Не меняй песенки часто (раз в месяц будет достаточно). За это время малыш успеет прислушаться и усвоить сочетания звуков.
Возраст: 5 месяцев
В жизнь ребенка приходит движение. Теперь он в состоянии переворачиваться на бок, с живота на спину и наоборот. Нет проблем с тем, чтобы контролировать положение головы. Запасы энергии просто удивительные!
Лежа на спине, ребенок упирается ногами в опору и все чаще пытается приподняться. Ножки задираются так, что малыш с удовольствием играет с ними и засовывает их в рот, продолжая лепетать. Он очень внимательно слушает и себя самого, и окружающих.
Не удивляйся, если ребенок то и дело тянет руку к вашим губам: он учит звуки «на ощупь»
С 5 месяцев дети вовсю пытаются подражать артикуляции взрослых: вытягивать губы, открывать рот, делать движения языком. Многократное повторение звуков и слогов позволяет закрепить их. Преобладают гласные: «а», «ы», «у», «о»; а также согласные: «г», «к», «м», «н». Каждый день повторяй их вместе. Общаясь с малышом, обязательно следи за собственной артикуляцией: говорите четко, громко, не «зажевывая» концы слов.
Возраст: с 9 месяцев до 1 года
Передвигаясь на четвереньках, ребенок открывает для себя огромный мир: ощупывает предметы, игрушки, с радостью и любопытством слушает произносимые взрослыми слова, пытается повторить элементы артикуляции. Он может воспроизводить одно и то же действие, сопровождая его звуком.
В этот период будь особо внимательна: если услышите «слово» повтори его, порадуйся первым успехам. Ребенку доступны следующие звуки: «а», «ы», «у», «о», «и», «г», «к», «м», «н», «б».
Если речевое развитие малыша настораживает (к 1 году нет осмысленно произносимых звуков, обозначающих слова, затруднено понимание), не откладывай — обратись за консультацией к специалистам: невропатологу, логопеду
Появляются первые слова. Родители ждут, что он скажет «мама», «папа», «баба», а у малыша может получиться «мапа», «бапа» — это происходит из-за схожести артикуляции звуков.
Чтобы ребенок начал произносить слово правильно, «не смешивая» с другим, чаще произноси каждое по отдельности. Например: повторяйте с малышом «мама», а через какое-то время (после смены деятельности – кормления, прогулки), тренируйтесь говорить «папа». Если ребенок упорно продолжает произносить «свои» варианты слов, не расстраивайся. Постепенно он освоит нормы языка.
Возраст: 1 год
Ребенок без проблем сидит, стоит, ползает, наклоняется. Делает первые шаги. Познавательный интерес становится более устойчивым. Малыш движется к взрослому человеку (или интересующему предмету) более осознанно.
Четко проговаривай названия игрушек («ло-шад-ка»), действий («пить»), – и повторяй, повторяй, пока ребенок не освоит слово. Искренне радуйся за него, подбадривай!
Малыш различает игрушки, похожие по форме, например, «петушка» и «курочку», «машинку» и «самолет». И приносит их по просьбе взрослых. Когда он выполнит поручение, похвали его, можно пропеть песенку, которая подходит по смыслу и поможет закрепить выученные слова:
Самолет летит, Самолет гудит: «У-у-у-у! Я лечу в Москву!» Командир-пилот Самолет ведет: «У-у-у-у! Я лечу в Москву
А ребенок пусть разведет руки в стороны, как крылья самолета, и побегает по комнате. Активно вводи незнакомые потешки, стихи и прибаутки. Это поможет освоить нормы речи и сформировать словарный запас.