Воздействие на ребенка сказкой — один из самых старых методов воспитания и развития детей. О главных приемах сказкотерапии, которые помогут тебе лучше понимать своего ребенка и эффективнее справляться с проблемными ситуациями, рассказывает психолог-сказкотерапевт.
1 Чем сказки отличаются от простых разговоров
Тем, что они создают особенное сказочное пространство. В нем может случиться все, что угодно, но добро всегда победит.
Мы вынесли из детства знание о том, что сказки всегда заканчиваются хорошо. Это дает дополнительное ощущение безопасности. Как бы ни было плохо героям сказки, в конце они обязательно найдут выход: зло будет повержено, а добро восторжествует.
Сказки отлично помогают справляться с ситуациями, которые тревожат ребенка, делают его уязвимым и неуверенным. Эти эмоции могут проявляться как стеснение или конкретные страхи, так и как агрессия как способ самозащиты. Мы создаем безопасное пространство, описывая сказочный мир, в котором живет герой, похожий на ребенка.
Ребенок может окунуться в этот мир, фантазировать, представлять себя на месте героя в моменты триумфа или наблюдать за ним с комфортного расстояния, когда почувствует опасность.
2 Отсутствие нотаций
Как часто мы, родители, набиваем себе мозоли на языке, стократно объясняя детям одно и то же! Надо убирать игрушки, чистить зубы, нельзя драться. А ребенок снова и снова идет и делает не то, что от него ожидают.
Сказки работают по другому методу. В по-настоящему эффективных сказках отсутствуют нотации. Там никогда не встретишь фразы из наших монологов вроде «посмотри, как нехорошо поступил тигренок, ай-яй-яй, тигренку должно быть стыдно, ведь так нельзя».
Разберем на примере агрессии. Родители говорят ребенку: если будешь драться, с тобой никто не будет дружить, это опасно, придет полицейский и тебя накажет. В конце полагается задать обязательный контрольный вопрос: будешь еще драться? Ребенок отвечает «нет». На этом разговор заканчивается, а ситуация повторяется снова.
В сказкотерапии примерный сюжет будет выглядеть так: жил-был замечательный, добрый тигренок, который дрался. Подойдет к нему обезьянка — он ее толкает. Подойдет слоненок — он его царапает. А потом все перестали подходить к тигренку, потому что все животные его боялись и не хотели с ним дружить. Тигренку от этого стало грустно, и он решил, что теперь он не будет драться и царапаться, а будет договариваться с другими зверями.
Никакой нотации здесь нет. Но ребенку вполне ясно, почему тигренок остался один. Что здесь важно? То, что мы не делаем оценку происходящего, а даем малышу возможность самому проанализировать и озвучить, к чему приводит то или иное поведение.
3 Идентификация с главным героем
Важно, чтобы ребенок мог представить себя на месте главного героя, вместе с ним проделать сказочный путь преодоления сложностей и выйти победителем! Это дает малышу совершенно новые ощущения. При этом он понимает, что не находится один на один со своей проблемой.
А бывает герой сказки, который чувствует и переживает то же самое, что и он. И тем самым помогает нейтрализовать чувство одиночества, страха, снизить эмоциональное напряжение у ребенка.
Кроме того, успешное прохождение пути вместе с героем позволяет крохе усвоить новую стратегию поведения, которую он сможет реализовать в похожих ситуациях в жизни.
4 Как в сказке, так и в жизни
Когда ты выбираешь или придумываешь истории для своего ребенка, очень важно, чтобы то, что происходит в сказке, перекликалось с жизнью ребенка. Отношения между героями должны быть такими же, как и в жизни. Это позволит ребенку активнее включиться в сюжет и поможет сделать так, чтобы его поведение и стратегия поведения в конкретной ситуации изменились.
Разберем на том же примере с агрессией. Например, ребенок дерется, пытается ударить тебя. В этой ситуации читать ему сказку про тигренка и зверюшек бесполезно — она не про то. Логичнее будет рассказать сказку о тигренке, который обижал свою маму.
5 Репетиция
Способ, который детские психологи часто используют на практике. Когда мы прочитали ребенку терапевтическую сказку, будет очень здорово ее проиграть. Особенно важно проиграть положительный момент, который он уже прочел, но в жизни еще не репетировал. Мы можем взять игрушки и с их помощью разыграть по ролям тот диалог и то поведение, которое нам хочется получить от ребенка в жизни.
Репетиция — это сюжетно-ролевая игра с ведущей ролью в жизни дошкольника. Для младших школьников это может быть театрализованное представление, а подросткам так и говорят — давай потренируемся, посмотрим, как это будет выглядеть, как ты будешь подходить знакомиться, что ты скажешь, если тебе откажут.
Проигрываются разные нюансы, которые помогут ребенку или подростку почувствовать себя уверенней. Когда эта ситуация случится в жизни, он уже будет располагать реальным опытом и будет готов к разным вариантам развития событий — у него уже будет готовый алгоритм действий для каждого из них.
6 Диагностика сказкой
Иногда родители затрудняются ответить на вопрос, почему ребенок ведет себя именно так. Не понимают, что с ним происходит, что мешает ему поступать правильно. Сказка может быть еще и диагностической и помочь родителям разобраться в данной ситуации.
Мы можем по ходу сказки задавать вопросы. Например, тигренок боялся оставаться один в темноте, потому что ему казалось, что в темноте что-то происходит. Что бы это могло быть? Ребенок будет отвечать, исходя из своего опыта и страхов. Кто-то вспомнит монстров, кто-то расскажет про страшные тени. Из этих ответов мы получим материал, который будет тут же включен в сказку наряду с рецептом о том, как с этим страхом можно справиться.
Другой вариант диагностики — когда мы придумываем специальную диагностическую сказку, описываем жизнь героя, его проблемную ситуацию и доводим ее до кульминации, где происходит острое событие. Например, тигренок вышел на улицу, а от него все звери разбегаются в разные стороны, никто не хочет дружить. Сел тигренок под дерево и стал думать — почему же так вышло? Дальше можно предложить ребенку продолжить сказку.
Ты поймешь, что отложилось в его голове и дашь ему возможность получить продуктивный опыт. Этот способ подходит для детей старшего дошкольного возраста, которые уже хорошо говорят и связно мыслят.
7 Психологическая подготовка к новым событиям в жизни
Сказки отлично помогают подготовить ребенка к любым новым событиям в жизни. Поступление в садик, в школу, рождение братика или сестрички, переезд, развод родителей. Все эти ситуации требуют того, чтобы ребенка подготовить. Большое количество детских страхов можно нейтрализовать, сохранив тем самым и его, и свою нервную систему.
Когда ты рассказываешь сказку про то событие, которое ждет ребенка впереди, ребенок включается в процесс, проживает это событие в сказке и когда оно наступает, он уже четко знает, что его ждет, у него есть видение положительного финала.
Используя эти приемы, ты постепенно освоишь все тонкости сказкотерапии и сможешь стать волшебными сказочником для своего счастливого, гармонично взрослеющего ребенка.