Здесь и далее фото ShutterStock/Fotodom.ru

2 главных этапа обучения чтению

Процесс обучения чтению можно условно разделить на два этапа: сначала ребенок осваивает технику чтения, а затем учится понимать смысл прочитанного.

Первый этап — техника чтения — особенно важен для того, чтобы у ребенка появилась мотивация продолжать продвигаться в этом направлении. Когда малыш легко и без усилий складывает буквы в слова, он начинает испытывать новое чувство: «У меня получается! Я как взрослый!» Это чувство успеха становится мощным стимулом для перехода к следующему этапу — пониманию и осмыслению текстов.

Второй этап — смысловое чтение — начинается в начальной школе, продолжается весь школьный период и, пожалуй, всю жизнь. Это то, что мы обычно больше всего ценим в чтении, самая существенная его часть. Именно привычку к смысловому чтению мы хотим развить у ребенка. Это способность понимать прочитанный текст, извлекать информацию из него и иметь мотивацию заниматься этим регулярно.

Второй этап самый важный в чтении, но он невозможен без первого. Если ребенок не освоил технику чтения и тратит все силы на то, чтобы прочитать каждое слово, у него просто не остается энергии для понимания смысла текста. Поэтому так важно дать ему время качественно освоить первый этап — тогда переход к смысловому чтению произойдет естественно.

Когда стоит начинать учить ребенка читать

Как научить ребенка читать без слез и истерик: советы для мам

Первый вопрос, который волнует многих родителей: «Когда начинать?» Специалисты сходятся во мнении, что к семи годам мозг ребенка полностью готов к обучению чтению. Но это совершенно не значит, что до семи лет надо бездействовать.

Весь дошкольный период, примерно с 3 до 7 лет, — благодатная пора для обучения элементам техники чтения. Это подходящее время для знакомства с буквами. Их можно:

  • рисовать;
  • лепить из пластилина;
  • искать в мешочках на ощупь и озвучивать.

Также полезно играть в фонетические игры (их существует множество) — выбирай то, что находит у вас с ребенком отклик.

Признаки того, что ребенок готов начать учиться чтению

Пожалуй, главный сигнал к началу обучения — это интерес самого ребенка. Он точно будет возникать: буквы, слова, фразы окружают нас повсюду. И в глазах малыша взрослые обладают магической силой, ведь они понимают эти символы и извлекают из них информацию. Этот интерес может быть волнообразным: то вспыхивать, то угасать.

Твоя задача — ловить эту волну всякий раз, когда она возникает и поддерживать стремление и интерес ребенка в данный момент. Когда желание идет изнутри, обучение будет в разы эффективнее.

Другие важные показатели, на которые можно обращать внимание:

Фонематический слух

Улавливание звуковых отличий, точное озвучивание услышанных звуков — важные сопутствующие навыки при обучения чтению. Фонематический слух — это понимание разницы между «кот» и «кит», «дом» и «дым». Оно развивается через игры со звуками, чтение стихов и песенок. Внимательность к звукам речи поможет малышу понять процесс слияния букв в слоги и складывания их в слова.

Визуальная внимательность

Научиться видеть разницу между похожими символами — навык, очень необходимый в чтении. Например, надо отличать «Н» и «И», «Ш» и «Щ». Развивается этот навык через игры на внимание к маленьким отличиям между, на первый взгляд, одинаковыми предметами, картинками.

Развитая речь

Чем больше слов знает ребенок и чем лучше он говорит, тем легче ему будет понимать прочитанное. Это очень пригодится на стадии перехода к смысловому чтению. Богатый словарный запас помогает угадывать значение незнакомых слов в тексте. Накопление словарного запаса и его усложнение происходит постепенно, поэтому так важно много общаться с малышом и читать ему вслух с самого раннего возраста.

Подбираем методику для освоения техники

Как научить ребенка читать без слез и истерик: советы для мам

Для нас, взрослых, чтение уже процесс, отработанный до автоматизма. А для ребенка — это настоящий квест по расшифровке кода. Он видит символы (буквы), переводит их в звуки, соединяет звуки и пытается угадать слово. На каждом из этих микроэтапов могут возникнуть трудности. И здесь главное — не торопиться.

Не стоит требовать от ребенка понимания смысла текста, если он еще «спотыкается» на каждой букве. Сначала — уверенное чтение слогов, потом — коротких слов, и только когда этот навык станет почти автоматическим, можно переходить к фразам и предложениям.

На этапе освоения техники чтения хорошим подспорьем может оказаться правильно подобранная методика. Количество признанных методик и авторов, предлагающих свои авторские методики, может поставить родителей в тупик. Как в этом разобраться?

Упрощая, можно отнести все распространенные методики либо к звуковому методу обучения чтению, либо к складовому. В детском саду и в школе детей будут учить звуковым методом. Важным элементом в названной методике будет фонематический слух. Понадобится также зрительно-звуковой анализ, способность разложения и синтеза звуко-буквенных комбинаций.

Складовой метод обучения чтению более простой, он применяется, например, в кубиках Зайцева. Этот метод подходит детям в возрасте 3-5 лет. Поскольку «читательные» зоны головного мозга полностью формируются примерно к семи годам. Одними из последних развиваются зоны, ответственные за мысленное разложение и синтез звуко-буквенных комбинаций, поэтому звуковой метод может не подойти детям младшего возраста.

В этом случае пробуй методику Зайцева, в ней меньше фонетического компонента, а больше наглядности и образности. Такой способ будет доступнее малышам.

Психологические ловушки: что мешает ребенку развивать навык чтения

Как научить ребенка читать без слез и истерик: советы для мам

Иногда дети теряют интерес к чтению или начинают его избегать, поэтому важно понимать основные причины такого поведения. Выделяются следующие:

1. Страх ошибки — главный враг детского энтузиазма

Когда малыш боится ошибиться или расстроить родителей, он может начать капризничать, избегать занятий или надевать маску равнодушия, скуки. Чаще всего это случается, если мама и папа переживают за результат, сравнивают своего ребенка с другими детьми или торопят события. Иногда хватает даже неосознанного беспокойства родителей, чтобы тревожный ребенок почувствовал психологическое давление.

2. Слишком быстрый переход к смысловому чтению

Когда техника чтения еще не отработана до автоматизма, у ребенка просто не хватает ресурсов мозга, чтобы одновременно узнавать буквы, мысленно озвучивать их комбинации и делать это достаточно быстро, чтобы понимать смысл прочитанного. В результате малыш быстро устает и теряет мотивацию развивать данный навык. Обучение чтению начинает казаться ему сложной и невыполнимой задачей.

Как с этим бороться?

Поможет понимание, терпение и поддержка со стороны родителей. Важно:

  • Создавать атмосферу безусловного принятия, при которой ребенок ценен сам по себе, а не из-за его успехов.
  • Не сравнивать его с другими и научиться замечать ценность в нем самом, а не в его достижениях.
  • Возвращаться на более ранние этапы, если очевидно, что ребенок еще их не прошел и не довел до автоматизма.

Теплая поддержка родителей и создание уютной атмосферы для чтения творят чудеса:

  • читайте вместе интересные истории;
  • обсуждайте книги;
  • демонстрируй увлечение чтением сама;
  • создайте уголок для чтения дома.

Поверь, вечера, проведенные вместе с книгой и вместе с тобой, могут запомниться ребенком надолго и стать для него одним из значимых жизненных опытов.

Еще несколько советов для родителей

1. Действуй поэтапно и систематично

На волне интереса ребенка постарайся организовать регулярные занятия. Лучше заниматься по 15 минут каждый день, чем час раз в неделю. Наблюдай, насколько у ребенка устойчивый интерес и как долго он длится. Если волна прошла, жди следующей и наблюдай, что лучше работает.

2. Учитывай «зону ближайшего развития» ребенка

Это значит, выбирай задания на отработку навыка чуть сложнее того, что ребенок уже умеет, но не настолько трудные, чтобы вызвать потерю интереса. Идеальный уровень — когда малыш может справиться с небольшой помощью взрослого. Слишком легкие задания скучны, слишком сложные — расстраивают.

3. Используй приложения, чтобы автоматизировать чтение

На этапе отработки техники чтения хорошим подспорьем будут игровые приложения. В них используются аудио и визуальные образы букв и буквосочетаний так, что автоматизация происходит незаметно для ребенка.

4. Осознай, что у тебя достаточно времени

Примерно до 10 лет родители остаются главным авторитетом для ребенка, и этот период — самое благоприятное время для развития интереса к чтению и раскрытия всех его преимуществ. После 10 лет начинается подростковый возраст с его стремлением к независимости от родителей и ориентацией на мнение сверстников.

Поэтому не торопись. У вас есть целых семь лет (с 3 до 10), чтобы спокойно и гармонично пройти все этапы обучения. Если ребенок научится читать легко и с удовольствием, у него появится желание осваивать более сложные тексты, анализировать их и открывать новые знания через книги. А это станет прочным фундаментом для успешной учебы и развития на долгие годы.

Рекомендуем