Безобидная игра или сигнал о проблеме: что делать, если ребенок увлекся квадробингом

14.10.2024

Психолог Юлия Яковцева рассказала, как родителям вести себя с ребенком, который увлекся квадробингом.

Здесь и далее фото AdobeStock/Fotodom.ru

Новые субкультуры и движения молниеносно врываются в нашу жизнь и быстро находят последователей. Особенно влиянию модных трендов подвержены дети и подростки. В поиске впечатлений, самоутверждения, единомышленников и для привлечения внимания дети легко подхватывают веяния.

Вспомним движение эмо или готов с черными ногтями и губами, розовыми волосами и философией — «жизнь-боль». И вот появился квадробинг, о котором еще пару лет назад никто не имел понятия (только в узких кругах особо продвинутых), а сегодня весь интернет заполнен видеороликами, где в главной роли дети и подростки в костюмах кошек, собак и других животных. Общество обеспокоено, а в Думе разрабатывается законопроект о запрете пропаганды движения.

Что такое квадробинг

Квадробика (от лат. quattuor — «четыре» и англ. aerobics — «аэробика») — это направление, которое сочетает элементы физической активности и косплея (перевоплощение в образ героя). В некоторых источниках квадробинг называют спортом. Неудивительно, потому что движение зародилось от японского спортсмена Кеничи Ито, который пробежал на четвереньках стометровку и установил мировой рекорд.

Позднее появились обучающие материалы по технике прыжков через препятствия и бега на четвереньках. Однако спортивное новаторство превратилось в субкультуру. Дети стали примерять на себя образ животных и копировать их повадки: надевать маски, «хвосты», «лапки», имитировать движения, есть собачий корм и в редких случаях даже нападать на прохожих.

Казалось бы, что в этом опасного? Дети любят ролевые игры, мы сами в детстве на утренниках наряжались зайцами, лисами и медведями. Тем не менее, многие родители обеспокоены, не понимают, как реагировать, если ребенок вдруг решил стать квадробером.

В чем опасность квадробики

Концепции квадробинга подвержены в основном дети 7-14 лет. Подобные субкультуры, когда дети объединяются общей идеей и пытаются внешними атрибутами обозначить свою уникальность, — одно из типичных и естественных процессов подросткового возраста. Такие увлечения стоит рассматривать как часть самоидентификации и попытке лучше понять свое место в этом мире.

В этом возрасте ребенок ищет себя и пробует разные образы. Если одним достаточно покрасить волосы, то другие идут дальше — используют образ животных, изготавливают сложные костюмы и маски и собираются по интересам. Сообщества всегда объединяют: ребенок ищет ровесников и единомышленников со схожими потребностями. Особенно, когда не находит понимания в среде сверстников.

Большинство детей все же рассматривают квадробику как ролевую игру. Они попросили маму купить маску кошки, сшить перчатки и хвост, украсили все это бусинками, посмотрели видео, как делать кошачьи движения более изящно и грациозно. Если у ребенка это происходит пару часов в день, а дальше он переключается на другую деятельность — это абсолютная норма. Поиграли — и ладно!

Но есть дети, которые этим не ограничиваются, они так глубоко погружены в субкультуру, что начинают есть собачий корм, кусать прохожих, перестают мыться и переходят на вылизывание себя. Они отказываются снимать костюм, даже когда идут в школу или в общественное место. И вот это уже тревожный сигнал! В моей практике были подобные случаи.

Зачастую дети, которые приходят в кабинет психолога, где есть игровая комната и много игрушек (именно с их помощью проходит терапия ребенка), проявляют сильную агрессию — разрывают игрушки зубами, пытаются съесть содержимое, нападают. Когда начинаем разбираться, в семье обнаруживаются признаки насилия морального или физического: ребенка часто наказывают, унижают и даже бьют.

Что делать родителям

Конечно, всегда нужно начинать с выявления причин и смотреть, благоприятна ли «погода» в доме, потому что все детские травмы и протесты идут из семьи. Поэтому родителям рекомендую, прежде всего, оценивать себя и свое поведение, а не уходить от проблемы, критиковать и унижать ребенка: «Ты ненормальный! Во что ты вырядился, а ну снимай. Ты меня позоришь, ты делаешь все не так...»

Ребенок надевает маску, когда ему дискомфортно в реальности. Что такого опасного в этой его детской реальности? Зачем ему нужна маска? Ребенок хочет спрятаться, потому что реальность для него невыносима. И это касается не только серьезных физических и моральных издевательств, порой равнодушие, отсутствие внимания и излишняя требовательность ранят не меньше насилия.

1. Важно понять, что одной из главных причин погружения в любые субкультуры является недостаток внимания

И начинается он всегда с родителей. Ребенок хочет, чтобы его заметили. Если родитель игнорирует этот запрос, занимается своими делами, не уделяет ему времени, ребенок расценивает такое поведение как равнодушие, чувствует себя незащищенным и брошенным.

Если не получается быть хорошим сыночком или доченькой, дети станут закреплять за собой протестное поведение и выбирать из всех видов деятельности ту, что вызовет максимальную агрессию со стороны родителей. Хотя бы так меня заметят!

До 8 лет у детей нет критического мышления, мозг еще не развился полностью. В таком возрасте ведущая деятельность — игровая. Выдели в день хотя бы 15-20 минут, чтобы поиграть с ребенком, вовлекайся в процесс и не отвлекайся на телефон и другие дела. С детьми постарше ищи общие интересы — точки контакта, проводите время вместе, интересуйся, чем он живет, что его увлекает.

2. Важно разговаривать, спрашивать у ребенка по поводу его увлечения квадробингом, прояснять, а не стыдить и транслировать, что он «не окей»

Чем больше запрета и радикального осуждения в какой-либо теме, тем больше на ней происходит фиксация, тем больше ребенок считает себя «ненормальным» и тем больше хочет убежать из этой реальности.

3. Позаботься о безопасности ребенка

Обсудите различные ситуации, что может произойти, когда он выходит на улицу в костюме животного, акцентируй внимание на том, что он все-таки человек, и у него нет девяти жизней, как у кошки. Проговаривайте правила безопасности — где ребенок будет в это играть, как себя вести в общественных местах, что делать, если напали хулиганы (а это вполне реально).

4. Если ты замечаешь, что ребенок большую часть времени живет в другой реальности, в том числе в образе другого существа, зацикливается на этом, то пора обратиться к специалисту

Помоги ребенку занять место в семейной системе — выстраивай с ним доверительные отношения, закрывай потребности во внимании, учись формировать у него силу воли. Обращай внимание на атмосферу в семье и ищи, откуда «растут ноги». И ребенку не захочется убегать от реальности и прятаться под маской животного.