Источник здесь и далее: pixabay.com

Жизнь современной семьи уже почти невозможно представить без гаджетов. С самого раннего возраста дети начинают активно интересоваться мобильными телефонами и планшетами, заменяя ими любые другие занятия. 

Гаджеты, бесспорно, облегчают жизнь родителям, но часто они приносят и множество проблем — от ухудшения зрения до абсолютной неспособности ребенка взаимодействовать с людьми в реальном мире.

Польза? Есть!

Как и у любого жизненного явления, здесь есть свои плюсы и минусы, нельзя однозначно утверждать, что гаджеты — вселенское зло. Но стоит оговориться, что в отношении детей младшего возраста, польза измеряется только степенью удобства для родителей. 

Малышу до 3-5 летнего возраста ни к чему ежедневно пользоваться смартфоном и планшетом. Сегодня психологи всего мира сходятся во мнении, что использовать мобильные и планшеты детям не рекомендуется.

Говоря о пользе гаджетов для детей старше 5 лет, смело можно упомянуть:

  • развитие (разнообразие развивающих приложений помогает ребенку учиться читать и считать, осваивать иностранные языки, развивать познавательные процессы в целом);
  • быстрое и удобное получение информации;
  • экономия времени (например, чтобы прочесть книгу или найти изображение редкого животного вам не придется ее где-то искать);
  • возможность чем-то себя занять во время длительного ожидания (например, родители могут дать поиграть в планшет, ожидая своей очереди в поликлинике);
  • веселое провождение времени и улучшение настроения (развлекательные игры, онлайн-общение с интересными собеседниками и прочее).

Если и вредно, то не всегда 

Дети и гаджеты: давать нельзя отбирать (ставим знак препинания с психологом)

Безусловно, только при соблюдении меры в использовании современных электронных устройств возможно оценить всю пользу. Как только родители перестают следить за временем использования мобильных телефонов, заменять им живое общение, игры, можно смело утверждать — гаджеты вредят!

1. Ухудшение физического здоровья

Ежедневное длительное использование мобильных устройств нередко приводит к тому, что у ребенка значительно ухудшается зрение. 

Кроме того, дети, которые регулярно проводят время за гаджетами, мало двигаются, что приводит к набору веса. В Америке дети много сидят перед телевизором, при этом обязательно что-то жуют. После просмотра мультсериала чадо устраивается у компьютера и играет два часа подряд в очередную сетевую стрелялку, а там уже ужин и сон. 

Кстати, о сне. Использование мобильных устройств может провоцировать также и различные расстройства сна, (особенно, если ребенок берет телефон с собой в кровать и постоянно проверяет социальные сети или допоздна играет в игры). Голубой свет экранов влияет на выработку мелатонина, что провоцирует появление проблем с засыпанием.

2. Ухудшение психологического состояния

Избыток информации, доступ ко всевозможным сайтам, требующие безотрывного включения игры — все это может отрицательным образом сказываться на детской психике, делая ребенка нервным, суетливым и раздражительным. 

Человек уже привык к тому, что в интернете он получает все и сразу, и даже кратковременные неполадки с сетью могут вызывать в нем бурю негативных эмоций — от раздражения до гнева. 

Особенно сильно повлиять на психологическое состояние, самооценку ребенка могут социальные сети или форумы — множество незнакомых людей способны не только высказать то или иное неприятное мнение, но и унизить, оскорбить, применить эмоциональное насилие. 

3. «Одностороннее» развитие

Частое использование гаджета обедняет окружающую среду ребенка. Для детей все вокруг — предмет для манипуляций, развития, познания. Держа в руках телефон, ребенок лишается возможности развивать мелкую моторику, совершать различные манипуляции с предметами. Но ведь известно, что развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием познавательных процессов, речью.  

4. Пробелы в развитии эмоционального и социального видов интеллекта

Ребенку нужно живое общение, а не игры с телефоном. Постоянное «залипание» в экран крадет время у необходимой в этом возрасте социализации. 

У детей не формируется понимания, как вести себя в реальном мире. Если смс-сообщения или игры постоянно заменяют ребенку встречи и разговоры с друзьями, со временем при любом общении вживую он будет ощущать неловкость из-за незнания, что ему делать и говорить. 

Многим детям сейчас неинтересны «обычные» игрушки или ролевые игры («дочки-матери», «магазин»), необходимые для обогащения чувств, накопления опыта, развития воображения и обретения навыков коммуникации. 

А родители, в свою очередь, сталкиваются с проблемой, что детям уже неинтересны «обычные» подарки — куклы, машинки, плюшевые медведи. Такие «избалованные» дети устраивают настоящие истерики из-за того, что не получают в подарок телефон или планшет. 

Постоянное желание использовать гаджеты перерастает в серьезную зависимость, избавиться от которой совсем не просто. Родители, возьмите на себя ответственность за «избалованного» ребенка и признайте, что его зависимость от гаджетов — проблема, с которой без вас ребенок справиться не сможет.

И что же это означает? Что гаджеты, без которых человек уже не мыслит своего существования, необходимо запретить раз и навсегда? Как суметь найти ту самую разумную грань?

Запретить нельзя давать

Дети и гаджеты: давать нельзя отбирать (ставим знак препинания с психологом)

Конечно, запрещать использовать гаджеты раз и навсегда не нужно. Первое, что нужно сделать, — определить меру.

  1. Не запрещайте, а планомерно вырабатывайте здоровое отношение к устройству. Если гаджет совсем будет недоступен для ребенка, родители получат эффект запретного плода. Кроме того, дети могут начать обманывать, используя телефон или планшет втайне от взрослых.
  2. Если у ребенка уже есть постоянное желание смотреть мультфильмы или играть в игры, стоит обсудите с ним время использования устройства (если позволяет возраст). Например, до полутора часов в день, но не более 30 минут за один раз. При этом родители должны быть готовыми не просто отбирать телефон или планшет, а отвлекать ребенка, заинтересовывать его другими делами (совместным общением, игрой со сверстниками, спортом, творческими занятиями, различными интересными хобби).
  3. Объясните, что гаджет — это помощник, к которому мы обращаемся, только когда он действительно необходим. Среди игр сделать упор на развивающие головоломки или интересные викторины. По возможности, обсуждайте с ребенком то, какую пользу он сегодня получил от своего помощника: какую информацию нашел, какие знания получил, какие сделал выводы. Будьте вовлеченными в то, что делает ребенок, разделяйте его интересы, стремления, хвалите за успехи и помогайте в решении вопросов.
  4. Будьте достойным примером и не проводите за телефоном большую часть дня (хотя бы в присутствии ребенка!). Разберитесь, нет ли у вас, родителей, цифровой зависимости. Не подействуют никакие методы, если вы будете заставлять детей отказаться от того, от чего сами они отказаться не в силах. Дети не только берут пример с родителей, не отрывающихся от телефонов, — они расстраиваются и чувствуют сильную тревогу, когда самые близкие взрослые предпочитают им электронные устройства.

Это важно помнить

Дети и гаджеты: давать нельзя отбирать (ставим знак препинания с психологом)

Знакомить детей с гаджетами лучше после трех лет. Современные специалисты утверждают, что в 3-4 года ребенку лучше не использовать гаджет более получаса в день. В 5-6 лет — не более полутора часов. При этом устройство обязательно должно быть защищено программой родительского контроля. Дети не должны сами осваивать телефоны или планшеты — этому их должны обучать близкие взрослые. 

Не стоит использовать гаджет с целью успокоения ребенка или для того, чтобы занять его, когда он требует внимания, но у взрослых есть «дела поважнее». Важно помнить, что многие дети берут гаджет и начинают его изучать просто потому, что им больше нечем себя занять.

Покупая гаджет для младшего школьника, нужно объяснить, что телефон не игрушка, а предмет необходимости. Достаточно приобрести простой смартфон начального уровня с хорошей батареей, на который можно установить приложение для отслеживания местоположения.


Чтобы сократить время использования гаджетов, дома можно создавать специальные «свободные зоны» (например, в кухне или в спальне). Эти зоны всегда должны быть свободны от мобильных устройств. Если установить такие правила и строго их соблюдать, со временем ребенок привыкнет к ним и будет воспринимать такие «традиции» как часть жизни. 

С детьми-подростками в некоторых моментах придется просто смириться. В этот период ребенку важно ощущать себя самостоятельным, получать внимание и оценку сверстников. Социальные сети для подростков — способ самовыражения, возможность проявить себя, рассказать о своих интересах. 

Чтобы не допустить полного погружения подростка в мир интернета, с ним необходимо больше общаться и знать, чем он живет, что его беспокоит, что в данный период времени имеет для него наибольшее значение. Это поможет ему быть более отрытым, уверенным в себе и способным проживать жизнь не только в виртуальном мире.

Всегда необходимо помнить, что полноценное развитие ребенка возможно только при постоянном контакте с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение с родителями и сверстниками, развивающие игры, изучение окружающих предметов и природы. Следует объяснить своему ребенку, что гаджеты облегчают жизнь, но не заменяют ее. И, конечно, показать ему на собственном примере, что реальный мир со всеми его загадками и красотой гораздо интереснее любого электронного устройства.

Рекомендуем