Источник здесь и далее: личный архив героини

В 2025 году журналу «Лиза» исполнилось 30 лет! В цикле публикаций под общим названием «В главной роли — женщина» о своей работе, взглядах на жизнь и семейных ценностях расскажут 30 уникальных женщин. Праздничную серию продолжает интервью с Екатериной Мирошиной, художником-реставратором, преподавателем Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова.

Есть стереотип, что профессия реставратора очень скучная. Так ли это?

Екатерина Мирошина (далее — Е.М.): Реставрация произведений искусства составляет сложную и многогранную область, требующую всестороннего понимания. Невозможно состояться как профессионалу в области реставрации, если человек не склонен к познанию нового и постоянному обучению. Поэтому ни о какой скуке здесь речи и быть не может.

Какие качества характера важны для реставратора? Чему нужно учиться, что знать?

30 интервью с уникальными женщинами: художник-реставратор Екатерина Мирошина

Е.М.: Нужны и усидчивость, внимательность и умение максимально сконцентрироваться, а также желание постоянно расширять кругозор. Кроме того, реставратор должен обладать хорошей художественной подготовкой, знать историю искусств, уметь работать с научной литературой и архивами. Необходимо регулярно проходить стажировки, желательно самим участвовать в научной жизни. И вот сюрприз: реставратору для понимания материалов, их изготовления требуются знания в области химии, физики. 

30 интервью с уникальными женщинами: художник-реставратор Екатерина Мирошина

Не стоит забывать, что наша профессия связана и с рисками для здоровья: художник-реставратор контактирует с химическими веществами, красками, растворителями. Зачастую работа на памятнике происходит на высоте, поэтому надо быть и физически выносливым.

Что больше всего нравится в вашей профессии?

Е.М.: То, что реставрация, открывая дверь в прошлое, знаменует собой торжество над силами разрушения. За этой профессией стоит нечто большее: мы сохраняем историческую память, культурный код страны для будущих поколений. 

А что самое сложное?

Е.М.: Исправлять чужие ошибки. Еще столкновение с непрофессионализмом и нежеланием понимать, что неправильные действия ведут к необратимой утрате культурного наследия. Поэтому для реставратора, как для врача, важен принцип «Не навреди». Нужно понимать цель работы, последствия своих действий, осознавать всю меру ответственности за них. Каждое вмешательство должно осуществляться с глубоким уважением к эстетической, культурной и исторической ценности произведения, его аутентичности, а также потенциальной функциональной и утилитарной ценности.

В реставрации есть место творчеству?

30 интервью с уникальными женщинами: художник-реставратор Екатерина Мирошина

Екатерина вместе с Зурабом Церетели, который курировал реставрацию храма Христа Спасителя.

Е.М.: Если мы говорим только о научной консервации произведения искусства, то здесь нет места творчеству. Мы приводим предмет в стабильное состояние. Если говорить о реконструкции, когда необходимо восстановление утраченных частей, воссоздание оригинальных цветов, фактур и так далее, то реставратор должен быть и высокопрофессиональным художником, и архитектором, и ремесленником. Но в любом случае цель состоит в том, чтобы понять и уважать замысел и техники оригинального художника. 

Ученые в один голос говорят, что искусство способно оказывать исцеляющий эффект. 

Е.М.: Да. Безусловно. Искусство может вызывать глубокие эмоциональные реакции, что делает его мощным инструментом для исцеления. Если говорить об «искусстве реставрации»: через консервацию и реставрацию возникает символичный диалог через столетия с оригинальным художником-творцом. Это дает вдохновляющий эффект. 

Научиться понимать искусство — это сложно?

30 интервью с уникальными женщинами: художник-реставратор Екатерина Мирошина

Картина «На берегах реки Осетр». Автор Екатерина Мирошина

Е.М.: Хорошее искусство всегда понятно и по большому счету не приводит к разрыву между художником и аудиторией. Возможно, оно не сводится лишь к передаче конкретного зрительного образа-сообщения, но и в своем символизме оно будет направлено на создание опыта, который резонирует со зрителями на личном уровне. Истинный шедевр всегда остается неисчерпаемым источником смысла. 

Что вас вдохновляет?

Е.М.: Вдохновляет то, что, сохраняя произведения искусства, реставратор как бы преодолевает разрыв между эпохами, переносит суть прошлого в будущее. Тем самым реставрационный процесс охватывает бесконечную шкалу времени.

Как любите отдыхать?

Е.М.: На природе, вдали от суеты, занимаясь творчеством.

О чем мечтаете? Чего бы хотели еще достичь?

Е.М.: Мечтаю, чтобы памятники надо было спасать только от времени, а не от человека. А в профессии у меня всегда есть бесконечные горизонты, к которым надо стремиться.

Если бы вам предложили что-то изменить в жизни, что бы выбрали?

Е.М.: Если говорить о профессии, то я не хочу ничего менять. 

Блиц

  • Самое главное в жизни для меня... созидание.
  • Больше всего я люблю... справедливость.
  • Сильнее всего горжусь... своими предками.
  • Мой главный жизненный стимул... возможность сохранять и восстанавливать произведения искусства для будущих поколений.
Рекомендуем