Релиз Atomic heart (с англ. «атомное сердце») состоялся 21 февраля 2023 года. В первые же часы компьютерную игру в жанре шутер от первого лица оценили тысячи пользователей, а сюжет разлетелся на цитаты и мемы. На форумах стали обсуждать концепцию «стрелялки», героев и супер реалистичную графику. В общем, приключенческий боевик с открытым миром, созданный российскими разработчиками, попал в целевую аудиторию.
Из нашей статьи ты узнаешь о феномене Atomic heart — почему шутер так понравился геймерской аудитории, какие приколы игры влюбили в себя больше всего и, конечно, о ребятах, которые в 2023 году навсегда вписали себя в историю индустрии компьютерных игр.
О разработчиках Atomic heart
Atomic heart (правильно произносить с ударением на «о») — это первый и пока единственный проект российской студии Mundfish. Компанию в 2016 году основали трое друзей — Роберт Багратуни (президент), Евгения Седова (финансовый директор) и Артем Галеев (арт-директор). Но обо всем по порядку.
Идея сделать игру-антиутопию, где действия будут разворачиваться в кибер Советском Союзе, появилась в 2012 году. Тогда Галеев сделал эскизы первых персонажей и графических сюжетов.
На тот момент Багратуни и Галеев уже были знакомы больше 10 лет, но Роберт, как другие, был не в курсе, какие планы вынашивает Артем. Хотя его также привлекала компьютерная графика. Интерес к этому направлению форсировал кризис в рекламной индустрии, где Багратуни работал несколько лет. Тогда Роберт увлекся геймдевом, или разработкой игр, и устроился в компанию Newmedia Stars (выпускала игру «Дозоры. Запрещенная игра»). Там он познакомился с Евгенией Седовой, главой отдела компьютерной графики.
Пока Галеев придумывал будущую Вселенную «Атомного сердца», Багратуни и Седова в 2016 году сделали общий проект — создали аудиомикшер для iPad MixxMuse. Чтобы поддерживать и развивать программу, нужны были официальные лицензии, которые стоили больших вложение. Из-за отсутствия возможности купить права проект перестали обновлять и вскоре потеряли к нему интерес. В том же 2016-м Багратуни, все еще мечтавший открыть свою геймдев-компанию, увидел первые наработки Галеева.
«Когда Артем показал свои концепты, у меня, скажем так, немножко отвисла челюсть. Мы поняли, что именно это и станет новой игрой», — цитирует РБК Роберта.
Такое совпадение таланта и амбиций в итоге привело к созданию студии Mundfish. Уже в 2018-м году друзья выпустили первый трейлер «Атомного сердца».
Пользователи Сети тепло приняли проект — соцсети заполонили перепосты трейлера шутера. Вовлеченные в сценарий юзеры сыпали предположениями, удастся ли разработчикам довести игру до релиза в таком же крутом качестве — «не сдуются» ли они. Mundfish не сдулись, но первоначальный год запуска «Атомного сердца» все же перенесли — с 2020 на 2023 год. Позже в своем официальном Телеграм-канале авторы игры опубликовали, сколько человеко-часов у них ушло на шутер за последние 5 лет.
После разработчики поправили сами себя, отметив, что работали не по 8, а по 16 часов в день.
«Мирный атом — сердце робота!»: сюжет игры
В финальной версии Atomic heart действия разворачиваются в альтернативной истории СССР 1955 года. Но изначально речь шла о 30-х годах. В остальном концепция осталась прежней. Игрок погружается в Советский Союз после технической революции — на пике прогресса.
Дополняют антиутопию классическая советская эстетика с адаптированными плакатами-лозунгами. Например, такими: «Мирный атом — сердце робота!». С первых минут визуальный ряд и отечественные хиты 80-х на фоне затягивают в альтернативный СССР — поражаешься, как же круто все придумали, узнаешь в интерьерах «прошлого будущего» бабушкин сервиз или те самые ковры.
О том, что игра в жанре «шутер», или «стрелялка», вспоминаешь только через 20-30 минут. Когда в работу вступает активная фаза сюжета — твой персонаж погружается в изнанку идеального мира.
Так звучит основная миссия:
«Гражданские роботы, призванные помогать людям, восстали против своих создателей. Секретные эксперименты ученых стали результатом появления ужасных монстров-мутантов.
Основное место действия — это «Предприятия 3826», главный научно-исследовательский центр Союза по производству роботов. Изначально Нечаева туда доставили с другими целями, но условия изменились, когда в системе произошел сбой, и роботы восстали против людей. Произошло это, конечно, неслучайно, а с помощью героя-антагониста.
Для кого это игра
4 основные причины культурного феномена Atomic heart
Вот мы и дошли до главного — причин невероятной популярности, которая сделала российскую компьютерную игру хедлайнером в индустрии. Первое, что приходит в голову в пользу шутера — это высокое качество графики и гиперреализм. На этом авторы «стрелялки» сами делают ключевой акцент. С картинкой в «Атомном сердце», действительно, все шикарно — в процессе игры постоянно хочется разглядывать созданный мир. Удивляет, как точно разработчики передали нюансы футуристических интерьеров и проработали образы персонажей.
Но, честно говоря, хорошая графика есть во многих современных играх. Однако не всем удается «залететь» настолько хорошо. Мы выяснили, что же еще зацепило пользователей — проанализировали последние новости и обсуждения на форумах и на их основе составили свой список причин.
1. Мемность
Один из критериев успеха проекта в нынешнее время — это его мемность. Что это значит? Сейчас объясним. Если в в Сети на некий продукт — игру, новый логотип или концепт — после релиза начинают придумывать ироничные вариации, значит, проект заметили. Звучит странно звучит, но иногда маркетологи сами запускают провокационный контент, который точно зацепит пользователя. Это самый простой способ «завирусить» продукт — сделать так, чтобы о нем говорили везде.
Atomic heart в этом смысле не пришлось намеренно создавать ажиотаж. Атмосферный сеттинг Советского Союза в альтернативном прошлом, обилие объемных и колоритных персонажей сами с этим справились. Буквально с первого трейлера «Атомное сердце» растащили на визуальные цитаты.
Больше всего пользователей зацепили роботы-близняшки — фигуристые киберкрасотки с прической в стиле Юлии Тимошенко. В игре они появляются редко, но первое же упоминание сделало их чуть ли не ядром «Атомного сердца». Отдельно им посвятили несколько тизеров, которые окончательно утвердили за роботами статус новых компьютерных секс-символов. Подтверждением их популярности стали косплеи (перевоплощение) в этих персонажей.
На фото: слева компьютерная версия, справа — супер-реалистичный косплей. Сами создатели игры отметили, что пока это самое лучшее перевоплощение в близняшек.
Кстати, прототипом фигуры одной из близняшек стала балерина Большого театра Анита Пудикова. Она подарила персонажу не только свои формы, но и движения.
Также уже нашлись игроки, которые увековечили образ роботов на себе.
Уверены, что это не первое и не последнее тату, сделанное фанатами.
О всех персонажах игры в подробностях создатели «Атомного сердца» рассказывают в своих соцсетях. Разработчики объясняют предысторию героя, раскрывают его качества, на которые в игре не сразу обращаешь внимание, и многое другое.
2. Пасхалки
Также авторы встроили в игру множество пасхалок. Так называют отсылки создателей продукта к реально существующим событиям или другим проектам. В случае с Atomic heart разработчики оставили, в том числе «приветы» с пугающих детских площадок в России. Покрышки и другой хлам, оформленный в виде слоников и котиков, сами по себе стали отдельным приколом, поэтому их интеграция отлично сработала. В отдельной статье мы рассказывали о 15 детских площадках, от которых мороз по коже.
Есть отсылки к музыкальной и игровой сферам. Например, в одном из моментов Нечаев читает историю о некоем студенте-барде по фамилии Горшенев, который набрел на хижину лесника. Эта пасхалка посвящена группе «Король и Шут» и их песне «Лесник». Солиста КиШа звали Михаил Горшенев.
Любители компьютерных игр также без труда считали отсылку к пошаговой стратегии «Герои меча и магии 3». Проявляется она во фразах перчатки главного героя, которая предупреждает его об опасностях. Так что игрокам, особенно из нашей страны, интересно изучать ретро-футуристичный мир еще и в этом контексте. Как говорится, «кто знает — тот поймет».
3. Музыка
Третий кит «Атомного сердца» — это, конечно, саундтреки. Внедрение в сюжет советских хитов в первые же дни после релиза игры доставили их прямиком на вершины музыкальных стриминговых сервисов. Больше всего людям понравился фонк-ремикс «Комарово». В конце февраля 2023 года трек поднялся на вторую строчку чарта по прослушиваниям в «Яндекс.Музыке». В приложении «VK Музыка» оказался на 17-м месте, также высокие показатели по прослушиванию были на SoundCloud — более 12 тыс. раз за неделю. В начале марта весь альбом из Atomic heart занял первое место в российском Apple Music.
Фонк — это музыкальный жанр, который относят к хип-хопу. Его особенность — в сочетании разных звуков и их последующей компьютерной обработке.
Через месяц после выхода игры на въезде в город Комарово поставили соответствующий баннер.
Тех, кто знал эту песню в исполнении Игоря Скляра, спевшем ее в 1985 году, — композиция окунула в ностальгию. Поколение, которое родилось сильно позже, просто узнало о существовании такого хита и с удовольствием подхватило его.
4. Тайны и секреты
Тайны, интриги и неожиданные открытие — беспроигрышная и неотъемлемая часть многих современных игр. «Атомное сердце» — не исключение. Нечаеву придется найти ловушки, решить головоломки и пройти препятствия, которыми начинены секретные предприятия. Все путешествие сопровождается короткими, но познавательными или веселыми диалогами, которые помогают лучше вжиться в героя и погрузиться в мир. На официальном YouTube-канале игры публикуют видео, где рассказывают о навыках и технике, которые помогут Нечаеву продуктивнее бороться с врагами. Например, есть возможность использовать телекинез.
Все это и аспекты, которые не попали в поле нашего зрения, притянули к Atomic heart геймеров и людей, далеких от компьютерных игр.
«Какой-то немыслимый срок и немыслимое количество энергии было израсходовано для запуска этого проекта. И вот наконец этот день наступил. Честно говоря, оглядываясь назад, в далекий 2017, когда мы начинали, и в 2018 — когда игра хайпанула на весь мир, чувствую странные ощущения. Осталось несколько месяцев и весь мир увидит что мы там наворотили, это все станет достоянием, любой сможет потрогать, пощупать то что творилось у нас в головах все эти годы... :)», — написал Роберт Багратуни за 4 месяца до выхода игры (орфография и пунктуация сохранены)
И в итоге силы, вложенные в разработку, себя оправдали — люди «пощупали», «потрогали» и крепко влипли в сюжет и атмосферу.
Российский геймдев давно не выдавал игр на столь крутом уровне. Это, кстати, тоже одна из причин повышенного внимания — индустрия просто не ожидала такого поворота. Чтобы понять точно, о чем же речь, лучше один раз сыграть, или просто побродить по кибер-Союзу вместе со стримерами. Без впечатлений не останешься.