Источник: кадр из мультфильма «Супер братья Марио»

Водопроводчик, который спас не только принцессу, но и стал локомотивом компании Nintendo, а заодно и легендой индустрии компьютерных игр. Несмотря на то, что релиз «Супер Марио» — игры в жанре платформер — состоялся 13 сентября 1985 года, днем рождения главного персонажа считают 10 марта. Почему так? Этот и другие интересные факты об игре из Книги рекордов Гиннеса узнаешь из нашей статьи.

Рождение легенды, или В честь кого назвали Марио

«Супер Марио» — это разработка японской компании Nintendo. В связи с этим многие задавались вопросом, почему же Минору Аракава, президент Nintendo of America, выбрал для персонажа итальянское имя. Как оказалось, у этого решения есть своя занятная предыстория. 

В 1981 году Аракава вместе с командой перебрался в Сиэтл (штат Вашингтон) с желанием покорить американский рынок. Тогда компания Nintendo была просто стартапом, о котором за пределами Японии знали единицы. Денег на аренду офиса у них не было, поэтому Аракава остановил свой выбор на складском помещении на окраине города. Арендодателем выступила компания M.A. Segale Inc., которая состояла всего из двух человек — супругов Сегали. Итальянский семейный подряд занимался дорожным строительством и планировал расширяться, поэтому для роста бизнеса нужны были деньги — сдача складов была взносом в развитие дела. 

В общем, именно на этом складе Аракава с командой выпустили свою первую игру, но проект провалился. Все вложенные средства, в частности, деньги, которые были отложены на аренду, прогорели. Начинающие разработчики оказались в долгах. Из-за просрочек их чуть не выселили, но в последний момент мистер Сегали сжалился и дал японцам шанс. 

Ко дню Супер Марио: как стартап конца 80-х захватил мир и повлиял на индустрию компьютерных игр
Источник: habr.com

Получив отсрочку, в Nintendo сразу же принялись за разработку новой игры и придумали незатейливый платфомер, где главный герой — смелый работяга. Долго думать над именем персонажа не пришлось — Аракава предложил назвать его Марио. В честь мистера Сегали. Так, взаимовыгодное и человечное сотрудничество подарило миру самый популярный в мире платформер, а заодно увековечило имя итальянского бизнесмена в компьютерной индустрии. 

Японский прорыв

Изначально Супер Марио был частью игры для игрового автомата Donkey Kong 1981 года, где его персонажа долгое время называли просто Джампмен (прыгун). Он скакал с&...

Изначально Супер Марио был частью игры для игрового автомата Donkey Kong 1981 года, где его персонажа долгое время называли просто Джампмен (прыгун). Он скакал с одной платформы (кубика) на другую с целью победить Кинг-Конга и спасти принцессу. Отсюда, собственно, и появилось название жанра — платформер. 

На картинке — рекламный плакат к игре Donkey Kong.
Источник: habr.com

В 1983 году также для игрового автомата выпустили первую игру, названную уже в честь самого персонажа — Mario Bros, или «Братья Марио». Да, наш герой был не один. Совершать подвиги ему помогал родной брат Луиджи. Они различались цветом комбинезонов. Марио был в красном, Луиджи — в зеленом. 

Это интересно

Было много вопросов, связанных с названием «Братья Марио», так как люди думали, что Марио — это имя главного персонажа, то предлагали поменять на «Братья Марио и Луиджи». Однако после создатели заявили, что Марио — это еще и фамилия. Так что никаких ошибок тут нет. 

Ко дню Супер Марио: как стартап конца 80-х захватил мир и повлиял на индустрию компьютерных игр
Источник: кадр из мульфильма «Супер братья Марио»

После «Братьев Марио» из формата для игровых автоматов адаптировали для домашних компьютеров и игровых консолей того времени. Для Nintendo это был прорыв на американском рынке, ведь предыдущая игра — аркадный шутер Radar Scope, — которая пользовалась успехом в Японии, в Штатах вообще не зашла. 

Окончательно концепция игры сформировалась в 1985 году, тогда же 13 сентября состоялся официальный релиз. Полное название звучало как Super Mario Bros, или «Супер братья Марио» Однако фанаты отмечают день рождения самого Марио 10 марта. Это произошло, потому что в английском сочетание месяца (трех первых букв) и даты визуально напоминает его имя — Mar10.

Успех «Супер братьев Марио» был таким, что игра даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая в индустрии. Общий тираж превысил 40 миллионов копий.

Это интересно

Разработкой внешнего вида вселенной Марио занимался Сигэру Миямото, на тот момент молодой геймдизайнер, которого Аракава с боем утвердил на должность. Отчим Аракавы Хироси Ямаути, возглавлявший Nintendo в Японии, долго не соглашался на такое решение — он знал Миямото как дизайнера, который помогал в создании того самого Radar Scope, провалившегося в Штатах. Однако молодой дизайнер оправдал доверие и создал игру, которая привела Nintendo на олимп игровой индустрии. Сейчас Миямото — легенда японского и мирового геймдизайна.

Кстати, именно он поменял профессию Марио, точнее, его однокурсник. В разговоре тот отметил, что придуманный костюм плотники никогда не носили, а вот водопроводчики — да. 

Почему Марио стал культовой игрой

Super Mario Bros и Super Mario 64, вышедшая в 1996 году, оказали на всю индустрию компьютерных игр невероятное влияние. Сейчас объясним, почему. 

Физика

Ко дню Супер Марио: как стартап конца 80-х захватил мир и повлиял на индустрию компьютерных игр
Источник: YouTube/ Наталья Носова

Первая игра впечатлила тем, что сильно отличалась от других — картинка Супер Марио казалась объемной. Было впечатление, что упитанный водопроводчик, действительно, обладает массой. Его движения были реалистичными. Такого эффекта разработчики добились за счет учета скорости персонажа во время его перемещения. Например, Марио не останавливался как вкопанный сразу же. Особенно, если набрал большую скорость. Для замедления нужно было сделать пару шагов. Чтобы прыгнуть дальше, ему надо было разбежаться и так далее.

Ранее в компьютерных играх не придавали такого значения физике — персонажи двигались с одной скоростью и останавливались сразу же. Не было инерции. В Super Mario 64 этот эффект довели до совершенства. Здесь герой уже умел скользить, скатываться и падать на живот во время бега.  

Все просто

Ко дню Супер Марио: как стартап конца 80-х захватил мир и повлиял на индустрию компьютерных игр
Источник: YouTube/ Dendy Fan Boys

Еще одни бонус был в незатейливой механике игры. Марио либо бегал, либо прыгал. Менялись только антураж и враги — функционал оставался прежним. Такая предсказуемость давала игрокам сразу же погружаться в игру — не надо было ничего долго изучать. В процессе навыки оттачивались — игрок понимал, с какой силой надо нажимать на клавишу, чтобы прыгнуть ближе/дальше. Даже при усложнении уровней, где требуется более быстрая реакция, механика не менялась — все препятствия также нужно было проходить бегом и прыжками.

Также ничего замысловатого не было и в сюжете. Игрок сразу понимал миссию — надо пройти препятствия, победить врага и спасти принцессу. 

Это интересно

Теперь уже классическую одежду Марио и Луиджи — спецовку, кепку и перчатки — аниматоры придумали, чтобы не прорисовывать волосы, пальцы и мелкие детали наряда. Создавая перчатки, кстати, художники вдохновлялись образом Микки Мауса. Такой прием помогает игровым и мультяшным персонажам четко обозначить кисти рук. В платформере тех времен это было удобно еще и потому, что фигурки на экране были мелкие и без ярких перчаток сложно было понять, совершил ли Марио действие руками. 

Возможности

Отличием Super Mario 64 стали возможности, которые он дал игрокам. Если в предыдущей версии можно было двигаться только назад и вперед, то здесь появились секретные уровни. Поэтому стоило только проявить любопытство, как игра открывалась под другим углом. Конечно, такой подарок от разработчиков не мог не понравиться игрокам. Людям словно дали шанс нарушить привычные правила — можно было изловчиться и запрыгнуть на платформу, которая казалась недоступной. Также экшена и яркости добавили мувсет — то есть те самые скольжения по инерции, прыжки из приседа и удары-вертухи, и неочевидные проходы в текстурах замка, телепорты, дополнительные жизни.

Съемка

Ко дню Супер Марио: как стартап конца 80-х захватил мир и повлиял на индустрию компьютерных игр
Источник: dtf.ru

В Марио 1996 года впервые появилась такая опция как съемка от третьего лица. В игре за персонажем летало некое подобие современного эмоджи с камерой. Своим появление он как бы говорил, что за персонажем идет наблюдение в реальном времени. Что это игра в игре.

Всего этого тоже не было в других платформерах. Иммерсивность, простота механики, а также секретные приемы стали опорой для всей гейминдустрии. В свое время разработчики GTA заявили, что каждая 3D-игра в какой-то степени вдохновляется идеями из Марио эпохи Nintendo 64.

Сейчас популярность Марио никуда не исчезла. Любители компьютерных игр периодически возвращаются «к истокам». В Сети можно найти много ностальгических обзоров, после которых самому хочется погонять смешного персонажа по кирпичам.

Планировали ли авторы Марио создать такую культовую игру? Наверняка. Удалось ли им? Абсолютно! 

Рекомендуем