Услуга или работа?
Вернуть деньги за некачественную услугу
Составляем претензию
Если жалоба не помогла
Сроки возврата
Мы живем в мире услуг. Ходим в парикмахерскую и фитнес-клуб, заказываем доставку на дом, ездим на такси — все это услуги, которые нам обеспечивает наше комфортное и благоустроенное настоящее. Но услуги оказываются людьми, а люди несовершенны — ошибаются, ленятся, халтурят, обманывают. Стрижка получается неровной, швы нового костюма — неаккуратными, а вещь после химчистки — испорченной. В результате — материальные потери и плохое настроение.
Как себя вести в ситуации, если тебе оказали некачественную услугу? Можно просто расстроиться и уйти. Можно устроить скандал и высказать все, что думаешь, сотрудникам провинившейся компании. А лучше слегка остыть и
Что такое услуга
Если ты собираешься бороться за свои права потребителя, нужно для начала разобраться в терминологии. Распространенная ошибка — когда путают оказанную услугу и выполненную работу. С юридической точки зрения это разные вещи. Услуга — это действие, результат которого не выражается в материальной форме (например, занятие с личным тренером, обучение иностранному языку и т. п. ). Выполнение работ предполагает осязаемый материальный результат (например, строительство дома). И если контролировать качество выполненных работ довольно просто — у материального результата есть измеримые параметры (размер, цвет, вес и т. п. ), то определить качество оказанной услуги гораздо сложнее — трудно доказать, что хотела другую стрижку или рассчитывала на более существенное похудение в спортзале. Предъявить претензии по поводу некачественной услуги проще при наличии договора или другого документа, в котором указаны предварительные условия (например, бланка заказа в химчистке).
Как вернуть деньги за некачественную услугу
Прежде всего, нужно знать, что
- При нарушении сроков оказания услуги ты имеешь право потребовать уменьшить стоимость работы, перенести сроки на другое время или вернуть предоплату. В некоторых случаях предоплату могут не вернуть — если сроки были сорваны по вине заказчика или вмешался какой-то внешний форс-мажор.
- При проблемах с качеством по ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей», заказчик имеет право потребовать исправить недостатки. По закону исполнитель обязан сделать это в течение десяти дней, если другие сроки не указаны в договоре. Также ты можешь в полном объеме вернуть потраченные деньги.
- Если услуга еще не была оказана, заказчик может вернуть предоплату без объяснения причин. Но если исполнитель уже понес какие-то предварительные расходы, заказчик обязан их возместить.
При наличии договора оказания услуг бороться за свои права проще — все предварительные условия расписаны на бумаге. А как поступать, если договоренность была устной? Когда речь идет о маленьких суммах, доказательством может быть переписка в мессенджерах или соцсетях, где есть информация о том, что услуга оплачена. Правда, если дело дойдет до суда, распечатку этой переписки нужно будет заверить у нотариуса.
Составляем претензию
Это первый шаг к тому, чтобы вернуть деньги, уплаченные за некачественную услугу. Нужно направить исполнителю письменную претензию. Если это юридическое лицо — на адрес, по которому зарегистрирована организация, он обычно указан в договоре. Если услугу оказывал индивидуальный предприниматель, самозанятый или частное лицо — на адрес постоянной регистрации, который можно найти на сайте Федеральной налоговой инспекции по ИНН. Если отправляешь заказным письмом, не забудь оформить услугу «с уведомлением». Если вручаешь претензию лично, составь ее в двух экземплярах. Пусть исполнитель распишется на каждом, один оставь себе. Что можно потребовать в претензии:
- безвозмездно устранить недостатки;
- уменьшить цену услуги;
- возместить понесенные расходы по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
-
Не пропустите
Если жалоба не помогла
Претензия осталась без ответа, исполнитель отказывается компенсировать убытки? Следующий шаг — обратиться в Роспотребнадзор. Это служба, которая обязана следить за соблюдением прав потребителей. После того как в Роспотребнадзор поступит жалоба на некачественные услуги, эта служба может устроить внеплановую проверку, которая обернется для нарушителя штрафом.
Последний и самый сложный вариант — разбираться в суде. Это стоит сделать, если речь идет о значительных убытках и обращение в Роспотребнадзор не помогло. Тогда придется составить исковое заявление, в нем нужно указать сумму, которую хочешь вернуть. А также приложить копии документов, касающихся спорной ситуации, если такие имеются. В сложных случаях рекомендуется провести независимую экспертизу и прикрепить к заявлению ее результаты. Суд, в который подается исковое заявление, можно выбрать из трех вариантов: по месту жительства, по месту регистрации, по месту оказания услуги. Если сумма компенсации меньше 100 тыс. руб., дело будет разбираться в мировом суде. Если больше, оно передается в районный суд. В суде кроме возмещения ущерба заказчик может потребовать:
- неустойку за нарушение сроков оказания услуги. Как правило, это 3% от стоимости услуги;
- компенсацию морального вреда (размер определяет суд);
- штраф за неисполнение законных требований потребителя;
- оплату расходов на проведение экспертизы качества;
- компенсацию судебных расходов (госпошлины, услуг юристов и т. п. ).
-
Не пропустите
Возврат денежных средств за некачественную услугу
Если правда на твоей стороне, ст. 22 закона «О защите прав потребителей» предусматривает, что исполнитель обязан вернуть деньги в течение 10 дней с момента получения претензии. При этом уплаченная заказчику сумма возмещения и штрафа облагается налогом (НДФЛ, обычно это 13%). А вот компенсация морального вреда и судебные расходы под налогообложение не подпадают.