Источник: Dmitriy, Africa Studio/stock.adobe.com; ShutterStock/Fotodom.ru

К радости от вида заваленных товарами прилавков примешивалась и горечь: в 90-е страна узнала, что такое безработица. По официальным данным, в то время было 1,5 млн безработных, по неофициальным — 5 — 6 млн. Вспоминать об этом не хочется, но как иначе понять, что происходило тогда и как нам строить жизнь сегодня.

Нас не проймешь!

Пожалуй, нам нет равных в умении приспосабливаться и выживать в тяжелые времена. Побурчим-побурчим на кухне, возьмем баул да и отравимся за тридевять земель — товар закупать и семью спасать. Так появилась странная профессия «челночник». В огромных клетчатых сумках люди везли с оптовых точек (заграничных и столичных) на рынок одежду, посуду, косметику... Не от хорошей жизни люди шли и в коммивояжеры — «мешочники»: ходили по предприятиям или по улицам и впаривали все что только можно — от нижнего белья и сковородок до чудо-пилюль. Так у нас зарождался сетевой маркетинг.

Одни оказались на грани выживания и пытались добыть хоть копейку, другие (новые русские) стремительно богатели, соря деньгами направо-налево — строили дома и бани, делали евроремонты с золотыми унитазами, предоставляя при этом работу тем, кто в ней так нуждался. В том числе и широкоплечим качкам — надо же было охранять особняки и их хозяев (ну, про разборки не будем). Так «штучная» профессия телохранителя пошла в народ.

Спецы — вперед! 

На волне развивающегося предпринимательства резко вырос спрос на высоко профессиональных специалистов. Множество открывающихся фирм нуждались в бухгалтерах и экономистах — кто-то же должен был рассчитывать бюджеты, уходить от налогов и скрывать прибыль (теневая экономика процветала!). Потребовались и юристы: несмотря на хаос в стране, законы никто не отменял. Новые русские неожиданно стали обращаться к услугам резко обнищавших преподавателей, нанимая их детям в качестве репетиторов.

Границы открылись — предприниматели рвались за рубеж, и востребованными стали переводчики. Они участвовали в переговорах с иностранцами (многие «кошельки» не владели языками) и в производстве пиратских видеокассет. Начали открываться и первые турфирмы — люди жаждали посмотреть мир. Повсеместно появлялись компьютеры, и на первый план вышли программисты и системные администраторы. Молодежь, как ей и свойственно, быстро осваивала новые технологии. А вот старшему поколению пришлось несладко: чтобы сохранить работу, люди, ворча и ругаясь, потянулись на курсы компьютерной грамотности.

Двигатели рынка

Новые товары и услуги надо было донести до широких масс потребителей — рекламные фирмы росли как на дрожжах. Потребовались те, кто может придумывать убойные слоганы, создавать видеоролики и макеты «под клиента». Рынок СМИ резко стал расширяться: издавались новые журналы и газеты, в том числе рекламные. А хорошенькие девушки рванули в модели и хостес (это те, кто встречает гостей при входе в отель, ресторан). Тут же материализовались и фэшн-фотографы: постановочные съемки — это вам не фото для газеты или на паспорт. Мир сильно менялся — и мы вместе с ним.

Профессии будущего

Британские исследователи просчитали, какие профессии будут востребованы в будущем. По их мнению, к 2030 году нам потребуются:

  • специалисты по созданию искусственных органов;
  • космические архитекторы и пилоты;
  • специалисты по изменению климата;
  • разработчики альтернативного транспорта;
  • психологи и социальные работники в соцсетях;
  • специалисты по утилизации информации;
  • хирурги, «увеличивающие» память;
  • специалисты по карантину (уже востребованы!);
  • брокеры банка времени.

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен