Источник: здесь и далее ShutterStock/Fotodom.ru

Первая Нобелевская премия врачу-хирургу была вручена за разработку методик безопасных операций на щитовидной железе. Получил ее Эмиль Теодор Кохер в 1909 году. Тогда хирургическое вмешательство на щитовидке стало прорывом в лечении ее патологий и проводилось через разрез на передней поверхности шеи.

Разумеется, на шее оставался грубый рубец. А ведь пациентами, которых беспокоят проблемы со щитовидной железой, чаще всего становятся женщины. Они сталкиваются с заболеваниями этой железы в 10 раз чаще, чем мужчины. Передняя поверхность шеи для каждой женщины — предмет пристального внимания и заботы, о которой беспокоятся не меньше, чем о состоянии лица. И некрасивый шрам — совершенно не то украшение, которое хочется «носить» на шее.

Группа риска

Оказаться в «зоне риска» по заболеваниям щитовидной железы может практически любая женщина: наследственность, эндокринные нарушения, аутоимунные заболевания, работа на вредном производстве, йододефицит и даже курение могут спровоцировать развитие этой патологии. В особой группе риска находятся женщины в период менопаузы — сбои в работе органа могут начаться из-за глобальных гормональных изменений.

Некоторые состояния щитовидной железы корректируются лекарственными средствами, но многие медикаментозно вылечить невозможно: к ним относятся онкопатология щитовидной железы, аденомы щитовидной железы и околощитовидных желез, тосксический зоб и немало других. Такие изменения органа начинают нести угрозу жизни пациента и требуют помощи хирурга, а еще требуют скальпеля или… можно без него?

Операции без скальпеля

Лечение щитовидной железы без разрезов и осложнений: какие методики пришли на смену старым

Современную хирургию сложно представить без эндоскопии. Небольшой прокол, и инструмент с камерой на конце позволяет оценить состояние органов и выявить проблему без большого разреза. Этот инструмент с камерой и называется эндоскоп.

Именно с этим прибором связан новый уровень хирургии щитовидной железы. Эндоскоп знаком многим пациентам: тем, кто когда-либо проходил гастроскопию или колоноскопию, эндоскопическое исследование ЛОР-органов. Современная аппаратура — эндоскопические стойки — помогает осуществлять высокоточные хирургические вмешательства. Эндоскопы очень тонкие, имеют высокое качество картинки (4К) и обладают увеличением, что позволяет более четко различать анатомические структуры, контролировать ход операции. Во время эндоскопической тиреоидэктомии или гемитиреоидэктомии (то есть полного или частичного удаления щитовидной железы) хирург через небольшие проколы проводит частичное или полное удаление пораженной ткани. Отпадает необходимость в прямом доступе через разрез на шее.

Первые эндоскопические операции на щитовидной железе были выполнены через доступ в подмышечной впадине. Как результат — послеоперационные «следы» на передней поверхности шеи у пациентов отсутствовали. Правда, теперь они присутствовали в самой подмышечной впадине. Также врачи не могли оценить противоположную долю щитовидной железы и им приходилось делать новые проколы, если требовалось удаление лимфатических узлов (это бывает необходимо при некоторых заболеваниях).

Следующий шаг, который сделала хирургия щитовидной железы навстречу пациенту, — это выполнение тиреоидэктомии через «естественные отверстия».

Сейчас операции на щитовидной железе трансоральным доступом (через проколы под нижней губой в ротовой полости) показывают отличные косметические результаты. Это высокотехнологичные вмешательства, которые требуют первоклассного эндоскопического и хирургического оборудования (например, для нейромониторинга —  контроля состояния пациента во время процедуры) и высокой квалификации операционной бригады.

Что такое метод TOETVA

Современные клиники регулярно проводят тиреоидэктомию трансоральным эндоскопическим доступом (TOETVA). Это одна из самых новых технологий, которая позволяет пациенту справиться с недугом и не терять уверенность в себе и своей привлекательности. Предоперационную подготовку и восстановление после вмешательства пациент может пройти в условиях стационара.

Отсутствие шрамов, быстрое послеоперационное восстановление, небольшой срок пребывания в стационаре без необходимости в постоянных перевязках — все это можно отнести к несомненным «плюсам» методики.

Однако, следует помнить, что в некоторых случаях проводить трансоральную тиреоидэктомию нельзя.

Противопоказанием к этой методике являются:

  • большие размеры щитовидной железы,
  • низкодифференцированный или не дифференцированный рак щитовидной железы,
  • наличие метастазов в боковой треугольник шеи (сN1b),
  • загрудинное расположение щитовидной железы,
  • болезнь Грейвса, или тиреотоксикоз,
  • перенесенная ранее операция на шее.

До открытий Кохера операции на щитовидной железе имели очень большой процент осложнений и летальных исходов, и многие специалисты боялись их выполнять. Кохер, первый хирург, получивший Нобелевскую премию, своей работой показал: то, что считается невозможным, далеко не всегда оказывается таковым. Теперь мы можем уверенно сказать, что заболевания щитовидной железы не только поддаются хирургическому лечению, но и не оставляют пациенту даже напоминания о себе в виде шрама на передней поверхности шеи. Главное, вовремя обратиться к специалисту, который сможет помочь.

Рекомендуем