Подробностями делится Мария Елисеева — дипломированный преподаватель английского и французского языков, автор курса My English baby, специалист по билингвальному развитию детей.
1 Французский
Со времен правления Вильгельма Завоевателя ничего не изменилось: британская аристократия поголовно изъясняется на французском. В королевской семье владение языком страны, отделенной от Англии узким проливом, — навык, сам собой разумеющийся. Стоит вспомнить бытующий в России анекдот: «Какие иностранные языки вы знаете? — Английский. — Это понятно, а иностранные?».
Примерно так обстоят дела с французским в Букингемском дворце. Им в совершенстве владел покойный принц Филипп, герцог Эдинбургский. На нем говорят Елизавета II, принцы Уильям, Эндрю, Эдвард и Чарльз, принцесса Анна и герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон.
Меган Маркл, герцогиня Сассекская, несомненно, изучала французский, однако точных данных об уровне владения языком нет. После окончания британской школы она наверняка имеет базовые знания: может писать, читать и понимать французский. Успела ли Меган заговорить как носитель, вращаясь в среде коронованных полиглотов? Не исключено!
2 Hемецкий
Тесные исторические связи Британии и Германии не могут не влиять на лингвистический набор Виндзоров. Немецкий принц Альберт, муж королевы Виктории, ввел в Лондоне традицию наряжать елку на Рождество — в итоге символ зимнего праздника разошелся по всему миру.
Покойный муж ныне царствующей королевы бегло говорил на трех языках, в том числе на немецком. Принцы Чарльз и Уильям унаследовали этот полезный навык.
3 Испанский
Юные Виндзоры — принц Джордж и принцесса Шарлотта — изучают испанский, причем не за партами, а в повседневной жизни. Навык пригодится: ведь на этом языке говорят не только на Пиренейском полуострове, но и в большом числе стран западного полушария. Нет причин сомневаться: повзрослев, Джордж и Шарлотта будут изъясняться на испанском без запинки, ведь это родное наречие их няни.
Впрочем, с испанским знакомо не только младшее поколение: Меган Маркл, герцогиня Сассекская, работала в представительстве Соединенных Штатов в аргентинской столице, где и выучила местный язык.
4 Русский
Язык Достоевского и Чехова весьма популярен в Британии. И потому тоже не обойден вниманием Виндзоров. Принц Майкл — профессиональный переводчик с русского. С нашей страной его связывает не только интерес к культуре, но и многочисленные проекты, приведшие к тому, что в 2009 году он был удостоен ордена Дружбы народов. Супруга Майкла, герцогиня Кентская, также говорит на русском языке.
5 Суахили
Суахили — государственный язык Танзании, Кении и Уганды — непрост для изучения, особенно если человек привык к фонетике и логике европейских языков. Но сложности не останавливают будущего наследника престола: принц Чарльз любит Африку, упражняется в суахили, как только появляется время, и, судя по всему, уже добился некоторых успехов.
6 Тагальский
Уроки с гувернерами и элитные учебные заведения — не единственный путь к мультилингвальности. Богатый жизненный опыт Меган Маркл, ее работа и путешествия явно принесли плоды.
Кроме французского и испанского, герцогиня Сассекская, вероятно, говорит на тагальском. Журналисты однажды слышали, как она произнесла «Саламат По», что на языке Филиппин означает «спасибо».
7 Кельтская языковая группа
Многие часто забывают, что небольшая по площади Великобритания — государство мультикультурное и многоязычное. Нет, дело не в том, что повсюду в Лондоне можно услышать китайскую, русскую, арабскую или польскую речь — хотя с фактором глобализации тоже нельзя не считаться.
Лоскутным одеялом Британские острова стали давно: у Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии есть свои языки, относящиеся к кельтской, а если конкретней — гэльской группе. Не путай древние гэльские языки с местными диалектами английского! Разница очевидна: достаточно взглянуть на зубодробительные названия деревушек на живописных дорогах Уэльса.
Учить исконные языки составных частей королевства — задача не менее трудоемкая, чем знакомиться с суахили. Но положение обязывает: Чарльз, нынешний принц Уэльский, и Уильям, который наследует обозначенный титул, говорят на валлийском. Насколько бегло — другой вопрос. Так или иначе, королевская образовательная программа не оставляла им выбора: произнести самое длинное географическое название, прочитать текст и поддержать простой диалог они точно могут.
Примерно так же обстоят дела с ирландским и шотландским гэльским. Принцы неизменно прибегают к этим языкам, когда посещают Белфаст или Эдинбург. Самая высокопоставленная семья Британии явно считает, что вежливость королей — не только точность, но и максимально разнообразные коммуникативные навыки.