Сегодня свой юбилей празднует бриллиант советского и российского музыкального мира, миниатюрная женщина и большой композитор — Александра Николаевна Пахмутова. Именно она общается с птицей счастья, прощается с Москвой, вспоминает молодость, а также позволяет нам совершать виртуозные странствия от Камчатки до Воронежа — все это ей удается благодаря делу всей жизни.
В честь 95-летия народной артистки СССР мы расскажем о ее образовании, личной жизни, творчестве и наградах.
Биография Александры Пахмутовой
Александра Николаевна Пахмутова родилась девятого ноября 1929 года в поселении Бекетовка, расположенном неподалеку от Сталинграда (ныне Волгоград). Сейчас этого населенного пункта уже нет, теперь он стал микрорайоном, который называется Омской и входит в состав Волгограда.
Познакомилась с фортепиано Аля (так ее называют самые близкие люди), когда ей не было и четырех лет. В этом помог папа, Николай Андрианович. Он трудился на электростанции, а свободное время посвящал музыке: играл на балалайке, арфе, скрипке, давал небольшие концерты на фортепиано в кинотеатрах, пока на экране показывали немые фильмы. Кроме того, Пахмутов писал картины и чинил фотоаппараты.
«Как-то папа принес домой ноты «Концерта для скрипки с оркестром» Хачатуряна. Я на всю жизнь запомнила. А гениальная «Ленинградская симфония» Шостаковича, исполненная в блокадном Ленинграде и звучавшая в те дни по радио, — музыка была с людьми постоянно.
И сегодня, чтобы привлечь внимание молодежи к такого рода музыке, надо уделить этому время. Должно больше звучать классической музыки. А иначе никак».
К слову, трехлетняя Саша уже делала первые шаги к великому будущему — у нее получалось сочинять собственные мелодии, а в пять лет девочка создала полноценную пьесу для фортепиано, назвав ее «Петухи поют». Через пару лет Пахмутова отправилась в Сталинградскую музыкальную школу, однако Великая Отечественная война лишила возможности продолжать обучение. Семья переехала в Казахстан, где пробыла целый год. В Караганде она снова стала заниматься музыкой.
«Мы занимались до поздней осени, а потом уже занимались у кого-нибудь дома. Школа была занята. Не знаю только точно, был ли там госпиталь или что-то другое. Хорошо помню выпускной вечер в 20-х числах июня 1941 года. Я там, конечно, не была, но моя мама была в родительском комитете. Помню, они хлопотали с угощением. Всю ночь в школе играл духовой оркестр. Нам через дорогу было очень хорошо слышно. Было очень весело и торжественно. А через несколько дней началась война», — рассказывала Саша.
Война также отразилась и на репертуаре девочки-подростка. Для поднятия духа она исполняла военные песни в госпиталях и воинских частях.
Вопреки тяжелым временам Пахмутова переехала в Москву, на тот момент ей было всего 14 лет. В столице она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (раньше называлась Школа одаренных детей), а через пару лет, как лучшая ученица, исполнила скерцо из сонатины собственного сочинения «Юные музыканты».
После окончания школы Пахмутова продолжила обучение. Ей удалось стать студенткой композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Диплом она получила в 1953 году, однако потом пошла еще и в аспирантуру. Ее выпускная работа называлась «Партитура оперы «Руслан и Людмила «М. И. Глинки».
Карьера и песни
Александра Николаевна работает в различных жанрах на протяжении всей жизни. На международном уровне о Пахмутовой узнали в 1958 году после написания композиции «Песня о тревожной молодости», над созданием которой также работал и поэт Лев Ошанин. Она была сделана для фильма Федора Филиппова «По ту сторону», а в 1994 году стала неофициальным гимном МЧС России.
Свою мелодию Пахмутова услышала в Японии на празднике в исполнении ансамбля «Поющие голоса Японии», а в 2002-м ее представила немецкая группа Rammstein.
Отметим, произведения Пахмутовой вдохновляли и других зарубежных артистов. К примеру, экс-вокалиста Modern Talking Томаса Андерса, а также немецкую группу Kreis.
Александра Николаевна написала свыше четырехсот песен, потому выделить всего несколько хитов сложно. Стоит отметить, например, песню «Хорошие девчата». Ее она написала к фильму «Девчата», а строчки создал Михаил Матусовский. Позже композицию исполняли Лариса Долина и даже группа «Фабрика».
Кроме этого в «Девчатах» звучит «Старый клен», считающийся уже вечной классикой.
Забыть о «Нежности» из «Трех тополей на Плющихе» тоже невозможно. Впервые ее исполнила Майя Кристалинская. Также существует и «мужская» интерпретация песни, «Твоя нежность», только слова у нее другие.
Особая история есть у композиции «До свидания, Москва!».
Произведение написали к Олимпиаде 1980 года в Москве. Как рассказывала Пахмутова, ей и ее мужу Николаю Добронравову предложили создать песню «До свидания, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!», однако из-за обостренной обстановке в Афганистане США объявили бойкот московской Олимпиаде, так что композиторы создали простую «песню-прощание с Москвой и Олимпиадой».
А «Орлята учатся летать» связаны с первым космическим полетом Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Ее тогда исполнил Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
В 1974 году Александру Пахмутову и ее супруга пригласили в белорусский национальный парк «Беловежская пуща». Тогда директор Степан Кочановский рассказал о своей мечте — сделать песню об этом уникальном месте.
Уже через несколько дней супруг Пахмутовой показал ему стихи, а через несколько месяцев родилась и мелодия.
Кстати, есть легенда, что итальянский посол прослезился после прослушивания песни в исполнении Большого детского хора Всесоюзного радио.
Не упустила композитор возможности принять участие в создании спортивных гимнов: «Трус не играет в хоккей» и «Команда молодости нашей». Также она сочинила музыку к киноленте «О, спорт, ты — мир!». За нее в 1982 году Александра Николаевна была удостоена государственной премии СССР (за музыкальное оформление фильма).
Стоит отметить, что Пахмутова пишет песни и для симфонического оркестра, а в Большом театре на ее музыку ставили балет. Известно, что юбилей она отметит как раз на сцене Большого — там состоится концерт «Большая жизнь».
Некоторые композиции Александры Николаевны в свое время даже были под запретом. К примеру, эта участь ожидала песню «И вновь продолжается бой». Дело в том, что представители худсовета посчитали барабанную дробь оскорблением памяти вождя.
«Я никогда не делала трагедии из того, что ту или иную песню запретили. Всегда относилась к этому философски: не сегодня — значит завтра выйдет. И песня вышла в исполнении Льва Лещенко и Иосифа Кобзона», — признавалась артистка.
Запрещали и песню «Ильич прощается с Москвой». Ее исполняла Людмила Зыкина, но композиция в эфир так и не попала.
Сейчас Пахмутова продолжает посещать творческие и культурные мероприятия, выступает в роли члена жюри. Кроме того, она — член Патриаршего совета по культуре (РПЦ) с июля 2010 года и обладательница орденов «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степеней.
Личная жизнь Александры Пахмутовой
За все годы личной жизни композитор была предана одному единственному — поэту Николаю Добронравову. Будущие супруги познакомились в 1956 году: он работал на Всесоюзном радио (читал стихи на детской передаче «Пионерская зорька»), а она стала гостем. Тогда ее попросили написать музыку на стихотворения Добронравова, и первая совместная работа получила название «Лодочка моторная».
Любовь была с первого взгляда. Правда, сначала поэт немного смутился из-за роста Александры — она ниже него на две головы. Ее рост всего 149 сантиметров! Но после трех месяцев прогулок и подарков друг для друга влюбленные решили пожениться.
«Я помню, что самое первое впечатление это было, ну просто я влюбился с первого взгляда. Все случилось как-то очень быстро, решили расписаться и расписались».
Пахмутова не стала надевать классическое белое платье. Ей захотелось быть в стильном розовом брючном костюме, который для нее сшила мама. Медовый месяц новобрачные провели у родственников в Абхазии, после чего вернулись домой в Москву и приступили к работе. Они оказывали друг на друга большое творческое влияние, которое увеличивалось с каждым годом совместного проживания.
Единственное, за 67 лет брака Александра Пахмутова и ее муж не обзавелись детьми. Тем не менее, они подарили жизнь сотням песен, без которых теперь сложно представить отечественную культуру. Кроме того, вместе с партнером артистка создала множество песен для детей, которые и стали их «дочерьми и сыновьями».
«Моя жизнь — работа, и отделить одно от другого не могу. Не только я. Известно, сколько сил и времени великие отдавали своему делу. Конечно, не сравниваю себя с ними, но знаю: иначе ничего не добьешься. Они — пример отношения к творчеству», — считает композитор.
А еще вместе с мужем Александра Николаевна болела за сборную России по футболу. Мало кто знает, но вдобавок к этому она болеет за команду «Ротор» из родного Волгограда.
«Брак держится на взаимопонимании и уважении. И, само собой, на огромной любви. Нужно уметь прощать друг друга — абсолютно за все и лучше сразу. И уметь терпеть друг друга. Удивлять и удивляться», — утверждал Добронравов.
В конце 2020 года поэта и композитора отвезли в больницу. У них обнаружили коронавирус. После выздоровления супруги были на самоизоляции, а в 2023 году появилась трагичная новость — Николай Николаевич умер в больнице.
Как говорили близкие к супругам источники, он боролся с продолжительной болезнью, обострившейся после вируса. До этого Пахмутова и Добронравов несколько месяцев находились в санатории, где поэт практически не вставал. Он не дожил до своего 95-летия два месяца. Остановилось сердце.
Сообщалось, о кончине мужа композитор узнала только спустя 12 часов. Близкие переживали за ее состояние и не знали реакции на новость, потому вызывали к ее дому скорую помощь. Добронравова похоронили на Новодевичьем кладбище.
Теперь семья Александры Пахмутовой — это друзья и музыка, которые ни за что не сделают ее одинокой.