Борис Щербаков — советский и российский актер театра и кино, народный артист РФ, а также лауреат Госпремии СССР. В его фильмографии свыше двухсот работ, в числе которых «Случай в квадрате «36-80», «Экзамен на бессмертие», «Валентин и Валентина», «Воры в законе», «Монстры». Пик славы Щербакова пришелся на 80-е и 90-е годы.
Тем не менее, сейчас артист не сбавляет профессиональные темпы: в минувшем году он снялся в четырех лентах, в двух из которых выступил в главной роли. Текущий 2025-й покажет сериал «Московская мыльная опера» (он еще в производстве).
Сегодня мы поговорим о детстве артиста, его карьере, а также покажем, как выглядит жена Бориса Щербакова.
Актер Борис Щербаков: биография
Щербаков Борис Васильевич родился 11 декабря 1949 года в Ленинграде в семье шофера и работницы завода. Познакомились родители будущего актера во время войны: он возил в грузовике хлеб через Ладогу, а она была регулировщицей.
«Папа возил хлеб в Ленинград, а мама работала на «Дороге жизни» регулировщицей. Однажды папина полуторка провалилась под лед и начала тонуть, и мама его вытащила — спасла жизнь. Так они познакомились», — рассказывал актер.
После свадьбы у Щербаковых появились двое детей: Боря и Оля. Проживало семейство вместе с бабушкой на скромных 16 метрах в коммуналке на улице Опочинина на Васильевском острове. Послевоенная жизнь не стала сразу роскошной, однако великим удовольствием маленький Боря считал вид из окна на Финский залив — из него он наблюдал за кораблями и мечтал стать капитаном.
Планы поменялись в 13 лет. Тогда в школу пришли из «Ленфильма» для поиска мальчишки в приключенческую картину «Мандат»:
«Нужен был белобрысый, конопатый мальчишка для фильма «Мандат». Из намеченных кандидатов в итоге отобрали меня. Я снялся в фильме, а затем очень увлекся кино».
Большим удивлением для Бориса стал съемочный гонорар. Тогда ему заплатили немыслимые 480 рублей. Для сравнения, ежемесячно отец получал 55 рублей. Щербаков-младший стал финансово поддерживать родителей, он же помог отцу избежать тюремного заключения… Дело в том, что тот сбил пешехода на Невском проспекте, и сыну пришлось найти хорошего адвоката, чтобы папе дали не реальный, а условный срок.
В 1967-м юный талант попробовал поступить в ЛГИТМиК, только вот с третьего тура слетел. Расстраиваться не было времени — Щербакова ожидал режиссерский факультет в Институт культуры им. Крупской. Но и здесь студент не задержался надолго — и нет, дело было не в успеваемости. Просто он узнал о наборе в Школу-Студию МХАТ в Москве на курс Павла Массальского, лауреата Сталинской премии первой степени, народного артиста СССР. Упустить возможность обучения у киномэтра было бы преступлением, так что Щербаков уехал из родного города.
По приезде выяснилось — экзамены уже подходят к концу, а Павел Владимирович собирается поехать на гастроли в Японию. Настойчивый Борис руки не опустил и залетел в дверь аудитории, где проходил заключительный экзамен, с таким заявлением: «Пал Массалыч! Я хочу у вас учиться!». Парень перепутал фамилию с отчеством артиста, что удивило и даже рассмешило педагогов.
«Мне вообще-то с детства везло. Я думаю, что это где-то было предначертано, прописано на скрижалях судьбы. Ведь и с переводом моим в Москву тоже было все удивительно. Когда я приехал в Москву, вдруг выяснилось, что экзамены уже закончились. Что было делать? Я влетел в аудиторию, где заседали преподаватели, и очень громко сказал: «Пал Масалич! Я хочу у вас учиться!» Переврал отчество Массальского от волнения. Но он, тем не менее, меня прослушал и взял к себе на курс».
Так уж вышло, что отец не смог застать большего успеха сына. И даже посмотреть на него в дипломном спектакле. Василий Захарьевич умер в 56 лет от онкологии.
«Отец мой умер в 1972 году. А мамочка, конечно, за меня радовалась. Собирала все вырезки из газет и журналов про меня, мои фотографии в ролях, показывала соседям, родственникам», — делился воспоминаниями Щербаков.
Первое время начинающий артист буквально выживал в новом городе — ел на один рубль в день, на многом экономил. Когда он увидел объявление о подработке в качестве уборщика в метро, сразу устроился. Помимо этого он подрабатывал машинистом моечной машины на станции метро «Проспект Маркса» (сейчас — «Охотный ряд»), подметал улицы и даже устроился сторожем в шашлычную!
В 1972-м парень получил диплом о высшем образовании и был зачислен в труппу МХАТа. Как признался актер, в этот театр попадали лишь единицы, но, тем не менее, его и еще 12 выпускников туда приняли.
«Просто в 1970 году туда пришел Олег Николаевич Ефремов, а в труппе в основном были пожилые люди. Из молодых один Женя Киндинов был. Потому нас всех в театр и взяли. При разделе театра нас оставалось восемь. Люда Поргина ушла в «Ленком», вышла замуж за Колю Караченцова.
Слава Петриченко уехал к себе в Воронеж. В итоге при разделе четыре человека ушли с Ефремовым, а четыре остались с Дорониной. Но сегодня из моих молодых коллег в театре играет одна Наташа Вихрова», — рассказал Щербаков в беседе с журналом «Интервью».
Кроме того, в студенческие годы Щербаков стал увлекаться резьбой по дереву, а затем — чеканкой. Мастер-классы по второму хобби он брал у художников-постановщиков, которые делали декорации для театра. Если заглянуть в будущее, отметим, с обретением статуса отца актер сменил по настоянию жены чеканку на резьбу по дереву.
Борис Щербаков: карьера
Во МХАТе актер прослужил 31 год, сыграв более чем в пятидесяти спектаклях. К примеру, он появлялся в постановках «Вишневый сад» (роль Лопахина), «Чайка» (роль Тригорина), «Валентин и Валентина» (роль Валентина), «Волоколамское шоссе» (роль Василия Момыш-улы). А еще Щербаков был в дружеских отношениях с художественным руководителем МХАТа — Олегом Ефремовым.
Когда он умер, на его место пришел Олег Павлович Табаков. Атмосфера резко изменилась, отношение к Щербакову со стороны вышестоящих — тоже. С актером Табаков не стал продлевать контракт, поэтому Борис Васильевич ушел. Последней для него постановкой в этом театре стала «Сирано де Бержерак».
«Был сбор труппы, после которого меня вскоре «ушли». Табаков вручал памятные значки за 30 лет работы в театре — Серебряные мхатовские чайки, красивые такие значочки. Всех вызвали, кроме меня. Потом объявляет: за 29 лет работы. Я сказал: «Я вообще-то 30 лет уже работаю». Он извинился: «Ну, мы это исправим».
Значок я в итоге получил и еще какое-то время работал, хотя в лучших традициях 37-го года вздрагивал на каждый телефонный звонок. И от этого состояния я там в последние месяцы не получал никаких положительных эмоций от работы. После достаточно демократической, когда с тобой нормально разговаривают, стали разговаривать довольно грубо, безапелляционно, я бы даже сказал, по-хамски».
Переломный момент в карьере послужил началом свободного плавания: Борис Васильевич появился в постановке в Татьяны Догилевой «Не отрекаются любя», вскоре с его участием вышел антрепризный спектакль «Свободная пара».
Касаемо фильмов, актеру настолько повезло в сотрудничестве с камерой, что даже лихие 90-е не помешали карьере. Щербаков сыграл разнохарактерных персонажей в военных картинах, комедиях, мелодрамах, детективах, сериалах.
Кроме того, из несколько иных творческих достижений можно отметить съемки Бориса Васильевича в 1996-м и 1997-м годах в музыкальных клипах Любови Успенской на «Карусель» и «Пропадаю я». С 2007 по 2014 годы он вел на «Первом канале» программу «Доброе утро», на телеканале «Звезда» — передачи «Последний день» (с 2015 по 2021), «Главный день» (с 2021 по 2024), а «Любовь на линии огня» — с января этого года.
В 2019 году в честь своего 70-летия он пришел в гости на передачу Бориса Корчевникова «Судьба человека», в 2022-м артист вновь посетил студию — вместе со своей супругой Татьяной Бронзовой.
Борис Щербаков: личная жизнь, жена, дети
Артист женился единожды. Еще в далеком 1968 году он познакомился с Таней Бронзовой в студенческом общежитии. Как говорится, случайности неслучайны, поэтому по воле судьбы их ошибочно поселили в одну и ту же комнату. На тот момент девушка уже была замужем, а отношения со вторым будущим супругом были не из простых: она даже называла его нахалом.
Все поменялось спустя год. Тогда студентов поставили в один и тот же спектакль, где их герои должны были поцеловаться. Эта сцена стала судьбоносной.
Таня развелась с мужем и начала встречаться с Борей. Он, в свою очередь, расстался с девушкой. В 1972-м влюбленные поженились, вместе переехали в Москву и устроились во МХАТ. Спустя пять лет родился их единственный сын, Василий, которого назвали в честь своих отцов.
«Это моя вина, что у нас с Борей только один ребенок. Все время думала о карьере, хотела что-то сыграть, репетировала, боялась, что, если еще рожу, что-то потеряю», — признавалась актриса.
У Василия, кстати, два высших образования: юридическое (окончил МГУ) и режиссерское (в 2006-м окончил ВГИК).
Стоит отметить, что Татьяна Бронзова также занимается писательской деятельностью. А еще была заведующей труппой МХАТа 1991–2001 годов, но с приходом Табакова она, как и муж, ушла из театра.
Татьяна Васильевна прощала мужу измены, к тому же, она не скрывает того, что брак многие годы держался на ее мудрости. И сейчас она, шутя, говорит, что гордится любимым, не утратившим влечение к противоположному полу:
«У меня никогда не было ощущения, что Боря меня не любит. Он чистый, открытый. Всегда выглядел таким виноватым, когда что-то у него происходило. Конечно, нужно за брак и любовь бороться, ни в коем случае не отталкивать мужа, не идти на острые конфликты.
Узнав о его романе с Людмилой Нильской, я выставила мужа из дома. Он должен был определиться — туда или сюда. Через день Боря уже встречал меня после спектакля с изумительным букетом. Конечно, кроме Нильской, у него еще были женщины, я некоторых из них знаю и даже общаюсь. Мало ли что раньше было».
В 2006 году актрисе поставили диагноз — рак. Супруги вместе преодолели это испытание, сейчас Бронзова находится в ремиссии.
Артист утверждает: дороже Тани у него никого нет, а все романы давно в прошлом:
«Жену я считаю своим ангелом-хранителем. Я думаю, что благодаря ей мы и сохранили наш брак. Она все правильно поняла, простила меня, и я ей очень благодарен за это. Надо уметь прощать, понимать и держаться друг за друга, что бы ни встречалось на пути».
Такое у них искусство любви.