
30 мая 1846 года родился известный ювелир Карл Фаберже. Первое, что приходит в голову при упоминании фамилии Фаберже — яйца. На самом же деле у ювелира популярны не только они: чайные сервизы, украшения, вазы, столовые приборы и фигурки — это все мир Фаберже.
Кстати, изделия не относятся к какому-либо направлению. Каждое из них создается в собственном стиле с использованием уникальной техники гильоширования (отделки ажурным кружевом). Ювелир ставил в приоритет искусное создание предмета, а вот количество на нем драгоценных камней его совершенно не волновало.
Сегодня поговорим о том, как Карл продвинул семейное дело, популяризовал яйца и чем привлек внимание Романовых.
Биографическая справка
Несмотря на то, что Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге, русских корней у него не было: отец Густав происходил из немецкой семьи французских корней и родом из Лифляндии, а мать Шарлотта Юнгштедт была дочерью датского художника. Предки Карла проживали во французском регионе Пикардия, но мигрировали в Россию. Тем не менее, Карл называл и считал себя русским ювелиром.
Фабрику Фаберже на Большой Морской улице открыл отец Карла в 1842 году, а с наступлением 26-летия ее возглавил Фаберже-младший. Он обучался в школе Святой Анны в Санкт-Петербурге, а в 14 лет Густав отправил сына за образованием в Европу. Франкфурт, Флоренция, Париж, Дрезден — в каждом из городов Карл познавал основы искусства, изучал работы известнейших ювелиров, в итоге сформировавших его собственный стиль. Кроме того, Карл получил экономическое образование во Франции, а ювелирное — в Германии.
В Санкт-Петербурге он бесплатно работал реставратором в Императорском Эрмитаже, в котором задержался на целых 15 лет. Больше всего сотрудников музея впечатляли реставрационные труды коллеги — он искусно восстанавливал фигурки Иоганна Мельхиора Динглингера и букеты Иеремии Позье.
Параллельно Карл посещал выставки, изучал современные работы и создавал сам. Вскоре он нанял пятьсот помощников в свою мастерскую — во главе у каждого подразделения был не меньший профессионал. Процесс работы мастер контролировал сам — для уверенности в высококачественности изделий. Так зарождались фигурки животных и людей, кольца, серьги, бриллиантовые диадемы и серебряные приборы.
Со временем филиалы фабрик, дизайн-студий и магазинов открылись в Москве (с 1887-го), в Одессе (с 1890-го), в Лондоне (с 1903-го) и в Киеве (с 1905-го).
Обретение мировой популярности
Как-то раз в 1882 году Фаберже отправился на художественно-промышленную выставку в Москву, где представил копии греческих украшений, сильно похожих на найденные археологами при раскопках.
Карл отмечал важность элементов при создании своих работ и говорил, что дьявол кроется в деталях, так как истинная красота заключается именно в них.
Посмотреть на работы мастеров прибыли Александр III и императрица Мария Федоровна, и большое на них впечатление произвели труды Карла. Причем настолько, что императрица купила у него запонки с рисунком цикад, Александр III позволил ставить на изделия клеймо двуглавого орла, а критики наградили золотой медалью.
Уже через три года Карл и его фирма Fabergé удостоились звания поставщика Высочайшего Двора, через пять лет ювелира назначили оценщиком Кабинета Его Императорского Величества.
Трудами Фаберже восхищались и за рубежом. Например, на выставке изящных искусств в Нюрнберге его наградили золотой медалью за филигранно выполненную копию скифских сокровищ.
Кстати, Карл делал шедевры с доступностью для каждого кошелька, будь то императрица или горничная. В своих работах ювелир активно использовал алтайские и уральские самоцветы, сталь, олово, древесину и горный хрусталь. Помимо украшений и деталей интерьера Фаберже мастерил часто используемые предметы в быту (с нотками украшений): электрический золотой звонок для прислуги, градусник или лампу.
«Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют», — утверждал Фаберже.
Популяризация яиц
В 1885 году император Александр III заказал у ювелира яйцо с сюрпризом — «Курочка». Его он хотел подарить Марии Федоровне в качестве пасхального презента, и это было самое первое яйцо, сделанное Карлом. Оно стало отправной точкой в дальнейшем яичном ажиотаже.
«Белок» яйца был выполнен из белой эмали, а «желток» — из золота. Саму курочку сделали в минималистичном стиле с акцентом на детали — каждое перышко было точно очерчено и вызывало сильный восторг не только у заказчиков. Открывая подарок, императрица увидела в яйце маленькую курицу и цепочку вместе с мини-копией императорской короны. Сейчас ювелиры оценивают изделие в шесть миллионов рублей.
«Фаберже — несравненный гений нашего времени», — восхищенно говорила Мария Федоровна в письме к своей сестре, королеве Александре.
С этого момента Карл стал делать яйца для семьи не только на каждую Пасху, но и по другим особым случаям: на рождение детей, совершеннолетие, годовщину или коронацию. Насчет последнего — небезызвестным является «Коронационное яйцо» с позолоченной каретой внутри, созданное в память о церемонии коронации Николая II 1896 года.
Всего в императорской семье было 70 яиц, 52 из которых — пасхальные.
В 1899 году Фаберже начал создавать миниатюры царских атрибутов: короны, скипетры и державы. Ему предоставлялась исключительная возможность посещать Бриллиантовую комнату Зимнего дворца, охраняемую гвардейцами. Через год в Париже состоялась Всемирная выставка, где люди увидели мини-реплику Большой короны (в оригинальной было 4936 камней) с 1083 бриллиантами и 2458 диамантами. Николай II выкупил труды ювелира для пополнения эрмитажной коллекции и приказал разместить их в Галерее драгоценностей.
Это событие наградило Фаберже титулом парижского мастера и орденом Почетного легиона 5-й степени. Благодаря успеху мастер смог приобрести собственный дом на Большой Морской улице.
Отметим, Карл создавал яйца и украшения на заказ и другим известным личностям: князю Феликсу Юсупову, меценатке Варваре Петровне Кельх, герцогине Консуэло Мальборо и балерине Матильде Кшесинской. Последняя владела в том числе золотыми запонками, впоследствии спасшими ей жизнь: она расплатилась ими с капитаном корабля, чтобы уплыть вместе с сыном в другую страну.
Политические потрясения
С приходом Первой мировой войны сотрудники мастерских отправились на фронт, фабрики Фаберже сместили свои интересы в сторону военных предметов из меди и медицинских оснащений. Многие уникальные коллекции были распроданы советским правительством в США, денег не хватало, магазины закрывались.
Чтобы спасти себя и свою семью, Карл уехал в Швейцарию под прикрытием курьера.
«Так жить нет смысла», — говорил он.
Работа и прежний успех покинули мастера, мировые события сильно ударили по его здоровью. Карл умер от остановки сердца в сентябре 1920-го в возрасте 74 лет.
Что стало с наследием Фаберже
Многие яйца были утеряны во время революции, какие-то из них находятся во владении частных коллекционеров, некоторые выставлены в музеях. В России самый большой «дом памяти» ювелирных шедевров расположен в негосударственном Музее Фаберже в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге. Его основал культурно-исторический фонд «Связь времен», директор которого — бизнесмен Виктор Вексельберг.