Во время родов малыш переживает серьезную встряску — переход от внутриутробной к внеутробной жизни дается непросто.
Потому момент появления на свет часто называют кризисным. Беспомощному младенцу теперь придется приспосабливаться к новым условиям существования и всему учиться. На первых порах жизнедеятельность ребенка обеспечивают врожденные механизмы, но без заботы взрослых ему не обойтись.
В чем причина кризиса?
1. Резкая смена среды обитания и условий окружающей среды.
2. Изменение типа питания.
3. Необходимость перестройки физиологических процессов.
4. Нервно-психическая адаптация на основе безусловных (бессознательных) рефлексов.
В период новорожденности проявляются инстинктивные формы поведения, которые направлены на удовлетворение органических потребностей (в пище, воздухе, тепле) и важны для выживания.
А свойственные человеку модели поведения должны постепенно образоваться — сложиться и развиться.
Что сделать, чтобы кризис новорожденности прошел легче?
Такой период длится от 1,5 до 2 месяцев. Сейчас очень важно:
- Ласково разговаривать с малышом – нежный мамин голос гармонизирует ребенка.
- Чаще носить кроху на руках — тепло человеческого тела и сердцебиение мамы благотворно действуют на организм малыша.
- Не пренебрегать поглаживаниями и легким массажем, ведь тактильный контакт очень важен!
- Следи за температурой воздуха и воды для купания. Одевай ребенка «по погоде» (перегрев и переохлаждение для новорожденного — серьезный стресс).
- Старайся придерживаться определенного режима дня.
Как понять, что все наладилось?
Малыш улыбается, тянет ручки, сучит ножками и издает звуки? Радуйся, у него наступил «комплекс оживления» – еще один важный этап младенчества. Для него характерны:
1. Осознанная радостная улыбка, которая появляется не только от удовлетворения органических потребностей, но и от эмоционально приятных вещей (до этого кроха улыбается бессознательно).
2. Двигательная активность: младенец поворачивает головку, прогибает корпус, двигает ручками, вскидывает ножки.
3. Вокализация: малыш издает различные по продолжительности, звучанию и громкости звуки, вскрикивает, гукает.
4. Фокусировка взгляда на взрослом: кроха пристально и довольно долго смотрит, то есть концентрируется и рассматривает лицо близкого человека.
«Комплекс оживления» складывается постепенно, начиная примерно с третьей недели жизни крохи, и к 3–4-м месяцам должен полностью сформироваться.
Ребенок демонстрирует положительные эмоции, которые возникают как ответ на приятные внешние воздействия. Это — появление мамы и папы, контакт с игрушками, мелодичные звуки, обращенные к нему голоса родных, приятные ощущения — словом, удовольствия.
Специалисты в области детской психологии считают, что именно с этого момента малыш начинает активно общаться, взрослеть и взаимодействовать с миром.
Почему оживление может не произойти?
Причина — в дефиците общения малыша со взрослыми (или оно поверхностное, шаблонное). Ребенок может начать отставать в психическом и физическом развитии. Такие детишки вялые, апатичные, они мало двигаются, взгляд у них безразлично-равнодушный, они не пытаются схватить игрушку, даже если видят ее.
Именно общение — основа для личностного и психического развития ребенка, а взрослые — источник и организаторы разнообразных впечатлений для малыша. Ваше общение должно быть полноценным как по количеству, так и по качеству.
О чем важно не забыть:
- тактильный контакт — объятия, поглаживания;
- слуховое и речевое взаимодействие — разговоры с ребенком, приятная негромкая музыка;
- зрительное воздействие —демонстрация различных игрушек;
- игры доступного для карапуза уровня.
Что делать, если оживление не наступает?
Нужно обязательно показать малыша специалистам (в первую очередь детскому неврологу), чтобы исключить поражения центральной нервной системы и патологии различных анализаторов (органов слуха, зрения).
-
Не пропустите