Все маленькие дети любят стихи и легко усваивают все, что ритмично. Ведь ритм — это то, что очень для души, тела и мозг. Ведь все, что нас окружает — от смены дня и ночи, времен года до биения сердца — подчиняется ритму.
Несомненно, стихи развивают и память, и речь, помогают легко и весело изучить окружающий мир — особенно стихи о животных, о природе, стихи-считалочки — в игровой форме обучают счету, а стихи-загадки развивают логику.
Ну, а если посмотреть еще глубже? Стихи — это зарифмованные строчки! Поэтому повторяя их, малыш хочет/не хочет, а говорит полными предложениями. Это очень важно, ведь в быту дети ленятся и обычно обходятся одним-двумя словами.
Повторение стихов улучшает произношение — ведь надо говорить слова полностью, чтобы соблюсти ритм и рифму. Про память уже было сказано, но хочется отметить, что именно заучивание стихов задействует механизмы долговременной памяти, которая остается на всю жизнь!
Какие же стихи для детей самые увлекательные? Конечно же, смешные! Все дети любят забавляться и веселиться, поэтому веселые нелепицы пользуются особым спросом. А ты помнишь?
Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице, Тимошка — на кошке, По кривой дорожке.
Улыбнулась? Отлично! Ведь именно эту цель преследовали создатели первых произведений для детей, наши пра-прабабушки и пра-прадедушки. Малыш смеется — и это главное!
В фольклоре любой народности найдется множество веселых песенок, прибауток, считалок и смешных стихов для детей. Но так ли просты на самом деле эти на первый взгляд нехитрые произведения? Вовсе нет!
Смешные детские стишки, песни, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки — называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик! Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет!
Малыш смеется, представляя себе путешествие зеленого овоща, но в то же время интуитивно понимает глубину заключенной морали этого нехитрого «произведения»: нельзя уходить далеко от дома-это может быть опасно!
Или такой короткий смешной стих для детей:
Идет коза рогатая За малыми ребятами. Кто кашку не ест, Молока не пьет Забодает-забодает!
Ведь всем известно, что иногда накормить малыша бывает очень непросто! Вот тогда на помощь и приходят подобные милые потешки. Представляя недовольную козу, которая забодает, ребенок хохочет и доедает до конца все, что есть в тарелке!
Не секрет, что малыши охотнее заучивают наизусть и повторяют именно такие «нелепые» и короткие смешные стихи. Здесь помимо памяти и речевой активности малыш в работу также включается логическое мышление: ведь малыш смеется именно потому, что понимает комичность ситуации, ее неправдоподобность.
Продолжая традиции народного фольклора, детские веселые и смешные стихи для детей очень любят создавать и современные авторы. Например, известный русский писатель и детский психолог Корней Иванович Чуковский обожал сочинять подобные «нелепицы». Все мы с детства помним знаменитые «Путаницу», «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит», «Тараканище».
Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!». А за ними и утята: «Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!». Свинки замяукали: Мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Курочки закрякали: Кря, кря, кря! Воробышек прискакал И коровой замычал Му-у-у! Прибежал медведь И давай реветь: Ку-ка-ре-ку!
По мнению писателя, «кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть туда и поселиться там». Взрослым, а особенно детским писателям и педагогам, надо не наклоняться к детям, а стать детьми: «Если мы, как Гулливеры, хотим войти к лилипутам», то должны сами сделаться ими».
То есть стать ребенком, думать, как ребенок, хохотать, как ребенок — вот к чему призывает автор в своих стихах. С помощью красочных слов он старался перевести все в игру, чтобы малышам было интересно не только слушать, но и фантазировать.
Юмористическая и сатирическая детская поэзия воспитывает своих маленьких читателей, но делает это не напрямую. В качестве основного художественного и дидактического приема здесь используются юмор и ирония.
В юмористических стихах, как правило, изображаются смешные ситуации, в которые попадают непослушные, капризные, ленивые дети. Маленький читатель, которому адресован этот юмор, уже не просто хочет быть хорошим — он не хочет быть похожим на героя, выставленного в комичном виде:
— Ах ты гадгий, ах ты грязный, неумытый поросенок! Ты чернее трубачиста, полюбуйся на себя!
Сатирические стихи-обращают внимание уже не на смешные черты характера, а на социальные проявления этих черт. С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс, Б. Заходер, С. Михалков, Ю. Мориц, Ю. Тувим и многие другие авторы детских произведений только раскрывают эту идею своим творчеством.
Прочитай сегодня вечером это замечательное и поучительное стихотворение Г. Остера своему ребенку, и ты наверняка заметишь лукавую искорку в его глазах. И вам вместе будет смешно! И потом, наверняка, будет что обсудить, а ведь это так важно.
Если к папе или к маме Тетя взрослая пришла И ведет какой-то важный И серьезный разговор, Нужно сзади незаметно К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой! Сдавайся! Руки вверх!». И когда со стула тетя С перепугу упадет И прольет себе на платье Чай, компот или кисель, То, наверно, очень громко Будет мама хохотать, И, гордясь своим ребенком, Папа руку вам пожмет. За плечо возьмет вас папа И куда-то поведет. Там, наверно, очень долго Папа будет вас хвалить.
Веселые детские стихи помогут нам вспомнить самый беззаботный и прекрасный период жизни. Помнишь, как мы любили шутить и смеяться? Веселые стихи, написанные для детей, быстро поднимут настроение любому ребенку и взрослому человеку. Ведь все мы в глубине души иногда мечтаем хоть на несколько мгновений вернуться в те веселые времена и снова почувствовать себя маленькими. Читай и смейся со своими детьми как можно чаще!