1 Интимная тема
«Откуда дети берутся? А где я был до того, как попал к тебе в живот? А вы с папой занимаетесь сексом?»
Многие дети узнают все подробности благодаря телевидению, Сети и сверстникам, а тебе задают такие вопросы, чтобы перепроверить все из достоверного источника.
Ошибка: смеяться, краснеть и называть ребенка «маленьким» для таких вопросов.
Как надо: если малышу 3–5 лет, ограничься общими фразами: «Мужчина и женщина влюбляются, женятся. Потом у мамы в животе появляется крошечный малыш, он растет, ему становится тесно, и он рождается». Детям постарше стоит объяснить некоторые физиологические особенности (про мужские и женские клетки, которые при слиянии «образуют» ребенка). Пусть малыш поймет: он — результат любви мамы и папы, их часть.
2 Семейные дела
«Почему вы с папой ругаетесь? Кто из вас главный? Почему папа ушел?..»
В семье ребенок усваивает систему взаимоотношений, роли, правила, которые переносит во взрослую жизнь. Если родители развелись или вечно ссорятся, он подсознательно чувствует вину за это.
Ошибка: обвинять во всем мужа, ища в ребенке союзника. Или полностью исключать малыша из ваших семейных взаимоотношений, вынуждая его додумывать все самому.
Как надо: объясни, что небольшие ссоры не страшны, но важно мириться. Семья — это партнерство, главных в ней нет, все поддерживают друг друга и вносят свой вклад. А родители любят его вне зависимости от того, какие у них отношения.
3 Про сравнение с другими семьями
«А мы богатые? Почему у Миши есть планшет, а у меня нет? Я красивая (толстая)? Вы говорите, я красивая, а Ленка называет меня уродиной! Кого ты больше любишь: меня или брата?»
Дух соперничества пробуждает у детей желание иметь то, что есть у друзей, быть похожим на кого-то. Ориентируясь на других, они формируют самооценку, ставя себя на определенную ступень социальной иерархии. А иногда вопросы-сравнения дети используют в качестве манипуляции родителями.
Ошибка: ругаться и уходить от ответа («Ну и что», «Не говори глупостей»).
Как надо: объясни, что рядом всегда будет тот, у кого телефон дороже, машина круче, кто быстрее, выше, сильнее. Покажи на примерах, что не все так однозначно. «Да, родители Пети покупают ему много игрушек, но их постоянно нет дома, он их редко видит». «У всех разные вкусы: кому-то нравятся худые, кому-то полные, одним — боевики, другим комедии. Это не значит, что что-то лучше или хуже, просто каждый выбирает для себя». Так у ребенка постепенно формируются собственные критерии оценки. И важно, чтобы он понял: человека любят не потому, что у него что-то есть, а просто так.
4 О вечном
«Я умру? А вы? Я тоже буду старым, как дед?»
Часто дети задают такие вопросы в связи с уходом близкого человека или гибелью домашнего питомца.
Ошибка: рассказывать о вечной жизни (это может притупить чувство опасности) или пускаться в физиологические подробности старения.
Как надо: «Все живое постепенно стареет: так задумано природой, чтобы всем, кто рождается, хватило места на земле. Через много-много лет ты тоже состаришься, но до этого ты проживешь долгую интересную жизнь: влюбишься, заведешь семью, детей...»
5 О справедливости
«Почему тебе можно ходить без шапки (поздно ложиться спать, курить), а мне нельзя? Почему я должен мыть посуду, а брат нет?»
Ребенку важно установить границы дозволенного, понять, что и почему он может делать, а что нет. Так у него формируется отношение к миру, понимание своего места в нем и будущие перспективы.
Ошибка: говорить «Вот станешь взрослым, сам будешь решать, что делать», «Брат маленький, ему можно, а ты уже большой». Так ты загоняешь ребенка в угол: с одной стороны, он будет стремиться стать «взрослым», чтобы вкусить запретные плоды, с другой — как можно дольше оставаться «маленьким», чтобы не брать на себя ответственность.
Как надо: не идеализируй себя в глазах ребенка. Признайся, что не все действия взрослых достойны подражания, но ты знаешь о своих вредных привычках и стараешься от них избавиться. Говоря о младших братьях-сестрах, поясни, что в их возрасте он тоже не мог помогать маме, но вместе с обязанностями у него появились и новые права, которых нет у малышни (приведи примеры).
6 Почемучки
«А почему снег холодный, ветер дует? Зачем нужна война? А что будет, если…?»
Ребенок познает мир и подмечает те вещи, которые нам кажутся естественными.
Ошибка: говорить «Потому», давать готовый ответ или предлагать ему «погуглить».
Как надо: похвали его за любознательность, предложи пофантазировать, порассуждать, предлагай версии (даже забавные), задавай наводящие вопросы, а уже потом объясняй.
Как следует себя вести
Главное, не отбирать у ребенка желание обращаться к тебе с вопросами. А для этого важно не потерять его доверие.
1. Иди на контакт
Не отмахивайся от малыша и не отсылай его к другим родственникам, даже если вопрос тебе не нравится, кажется неприличным, неловким, несерьезным.
Ты должна быть для ребенка главным источником информации: если мама поможет ему разобраться в щепетильных темах, ему не придется выдумывать невесть что и искать ответы «на стороне».
2. Уточняй
Часто мы сами додумываем заданный нам вопрос (и пугаемся!), не пытаясь разобраться, что имел в виду ребенок. Спроси, почему его интересует эта тема, откуда он о ней узнал. Так ты поймешь, о чем именно спрашивает тебя малыш, а заодно получишь время на то, чтобы грамотно выстроить ответ.
3. Будь проще
Ребенок ждет от тебя простого и краткого ответа на вопрос. Ему не нужно знать больше, чем он готов понять. Не углубляйся в дебри и давай ему лишь тот объем информации, который соответствует его возрасту и развитию.
4. Будь честной
Не стоит без нужды приукрашивать или искажать факты, ведь потом ребенку будет сложнее принять реальность и доверять тебе. Если ты не знаешь ответа на какой-то вопрос, не выдумывай небылиц. Смело скажи об этом ребенку — не бойся упасть в его глазах. Поясни, что никто не может знать все на свете. Важно уметь искать информацию, логически мыслить, сопоставлять и делать выводы.
5. Общайся на равных
Разговаривая с малышом, не говори свысока, поучительным, менторским тоном, не насмехайся над его вопросами. Не превращай обсуждение темы в свой монолог — стимулируй активность самого ребенка: задавай ему встречные вопросы, предлагай вместе поразмышлять, спрашивай, что он сам думает по этому поводу.
6. Убедись в отсутствии скрытого смысла
Постарайся увидеть, что стоит за вопросом, ведь порой дети таким образом рассказывают о своих страхах и проблемах, неосознанно прося о поддержке и помощи. Попытайся понять, чего действительно ждет от тебя малыш и что его волнует.