Когда родители задумываются об обучении ребенка иностранному языку, у них возникает множество вопросов: «С какого возраста стоит начинать? Лучше заниматься индивидуально или в группе? Не слишком ли утомительны занятия и будет ли от них польза?» Наш эксперт психолог Галина Смыслова поможет разобраться.
Мотивы взрослых
Почему многие родители так торопятся отдать ребенка на языковые курсы? Тому есть несколько причин.
■ Перспективность с точки зрения будущей профессии ребенка, его места в обществе.
■ Социализация: иностранный язык даст ребенку больше возможностей для общения и в настоящем, и в будущем, расширит его горизонты.
■ Присутствует и такая мотивация, как «мой ребенок самый умный, лучший». А это зачастую приводит к завышенным требованиям к малышу.
■ Желание родителей реализовать свои несбывшиеся мечты.
!ВАЖНО! Прежде чем отдавать малыша на обучение, честно ответь на вопросы: какую цель ты преследуешь и готов ли ребенок к изучению языка (в том числе его нервная система). Возможно, стоит развивать другие его способности, которые также будут востребованы во взрослом возрасте, а не заставлять учить «полезный» иностранный язык.
Когда же лучше начинать?
Период до шести лет считается сензитивным — наиболее благоприятным для овладения многими знаниями и навыками. В том числе и для развития лингвистических способностей, а они активно формируются с трех до шести лет. Однако в этом возрасте развитие идет неосознанно. Это значит, что все полученные знания, если ими не пользоваться постоянно, не закреплять, очень быстро забудутся. А восстанавливать их придется с большим трудом. Иными словами, необходима непрерывная языковая практика. И если ты не уверена, что ребенок сможет регулярно упражняться прежде всего в разговорной речи, то с обучением стоит повременить, хотя бы год-другой. В этом нет ничего страшного!
Изучение иностранного языка в раннем возрасте способствует:
- развитию фонематического слуха (умение различать звуки речи), дает понятие о звуковом разнообразии мира;
- развитию коммуникативных навыков и умению четко излагать свои мысли;
- укреплению памяти, развитию мозга и умению справляться с многозадачностью.
!ВАЖНО! Если у ребенка есть трудности в освоении родного языка, какие-то логопедические проблемы, то ему не следует в раннем возрасте изучать иностранный.
Билингвы
Существует заблуждение, что дети-билингвы позже сверстников начинают говорить и рискуют запутаться в языках. Такие выводы делают из-за «смешанного кодирования», когда ребенок использует слова обоих языков. На самом деле он просто заменяет слова, которые еще не умеет произносить на одном языке, словами из второго, чтобы донести свою мысль. Билингвизм — это гимнастика для мозга. Переключаясь между языками, дети тренируют гибкость мышления. Они имеют лучшую коммуникативную чувствительность, лучше понимая, кому и что сказать, и ориентируясь в ситуациях.
Глазами ребенка
Дети воспринимают иностранный язык как новую игрушку, которую нужно разобрать — посмотреть, что у нее внутри. Чем больше у ребенка таких «игрушек» в раннем возрасте, тем больше у него потом будет инструментов для общения с миром. А это очень важно для формирования мировоззрения. Через познание окружающего мира происходит взросление, а полученные знания в дальнейшем помогут ребенку в самореализации. А сейчас он чувствует, что изучение иностранного языка делает его особенным, не похожим на сверстников.
Способы обучения
■ Один родитель — один язык. Рекомендуется для билингвальных (двуязычных) семей. Например, мама с ребенком говорит по-русски, папа — по-английски. Главное — не меняться ролями.
■ Оба родителя говорят на одном (родном) языке, а в школе или детском саду ребенок учит второй. Способ подходит для семей-иммигрантов или представителей «малых народов».
■ Оба родителя говорят с ребенком на обоих языках, но разводят их по ситуациям или дням недели. Например, день — русский, день — английский.
■ Один из родителей владеет иностранным и на нем разговаривает с ребенком, хотя бы на простом, бытовом уровне.
■ С ребенком занимается преподаватель. Этот способ стоит выбрать в период уже школьного обучения, чтобы закрепить или углубить знания ребенка.
■ Групповые занятия. Предпочтительны в том случае, если родители не владеют иностранным языком. Так ребенок погружается в языковую среду и может закреплять навыки, общаясь с детьми.
!ВАЖНО! Если родители не владеют языками, а их ребенок-подросток уже говорит на иностранном, это может косвенно увеличить дистанцию между ними. Ребенок использует язык для создания «секретной от родных зоны». Так что учи язык!
Как правильно организовать занятия
Задача: вызвать интерес к языку. Не стоит думать, что чем больше информации ребенок усваивает на занятии, тем оно эффективнее.
Правила:
- Ежедневно 10–15 минут разговорной речи.
- Просмотр видео, прослушивание и рассказывание сказок.
- Включение игровых элементов.
- Постепенное внедрение новых слов, расширение лексического запаса за счет простых бытовых тем — «Режим дня», «Животные», «Еда».