1 этап: от рождения до 1 года
Что делать
В первую очередь создать для мамы ребенка комфортную и безопасную атмосферу, чтобы она могла получать удовольствие от общения с малышом, чтобы пара мама-младенец смогли «сонастроиться» друг на друга.
Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
- Яндекс Дзен
- Телеграм
- ВКонтакте
2 этап: с 2 до 3 лет
В этот период начинается процесс познания себя, своей телесности, дети более осознанно приучаются к горшку, что-то становится «нельзя», появляются правила, страхи наказания и, как следствие, тревожный сон. Некоторые дети могут просыпаться ночью и плакать, некоторые уже формулируют, что именно их напугало.
Что делать
Родители при могут справляться с вымышленным «обидчиком» так же буквально, как ребенок видит его, прогоняя его. Главное в этот момент — создать ощущение безопасности для ребенка.
3 этап: с 3 до 5 лет
На этом этапе перед родителями встают две задачи.
Детям продолжают сниться пугающие сны с участием животных, чаще кусающими, а также сны о том, как ребенок и родители теряют друг друга. В более старшем возрасте возникает страх перед сказочными персонажами, такими как Баба Яга, привидения, монстры и так далее.
Такие пугающие образы в сновидениях символически отражают подавленные ребенком страхи и тревоги быть плохим, брошенным, наказанным. Это нормальные возрастные страхи, которые говорят о нормальном развитии ребенка.
-
Не пропустите
Что делать
Первый вариант может стать несколько поспешным и не давать малышу выразить и разделить аффект страха. Запугивания и невозможность справляться с атакующими образами скорее приводят к подтверждению пугающей реальности, к развитию невротической симптоматики.
Ребенку важно чувствовать себя понятым и самому понять происходящее, что его услышали, что ему действительно страшно. Родители могут расспросить подробнее о том, что его напугало, задавать больше открытых вопросов, чтобы ребенок смог рассказать, что именно его тревожит.
Это позволит не только разделить свой страх, но и через вербализацию снизить уровень внутреннего напряжения. Также для ребенка полезно формировать символический уровень, границу «как будто»: то, что его испугало — это сон или фантазия, которая у него возникла, а не что-то реальное внешнее.
В этот же период, 3-5 лет, дети начинают замечать, что помимо них у родителей есть еще свои супружеские отношения или личные дела, из которых они исключены. Возникает ревность и любопытство, детей бывает довольно сложно отправить спать.
Как раз в тот момент, когда нужно ложиться, им хочется все и сразу: и пить, и есть, и в туалет, они боятся пропустить нечто важное, что происходит без них. Родителям важно понимать, что это болезненный внутренний процесс, который подразумевает переживание утраты своего прежнего места для ребенка. Но в то же время без принятия этой исключенности ребенок не сможет принять модель пары, возрастные границы.
-
Не пропустите
Что делать
Об этом можно говорить в периоды непосредственно возникшей острой эмоциональной ситуации или при ее обыгрывании в сюжетно-ролевой игре. Для улучшения сна можно придумать совместные ритуалы отхода ко сну (теплая ванна, массаж, сказка на ночь).
Если к 6-7 годам ребенку все еще сложно справиться с ночными страхами, или в более раннем возрасте его реакции носят длительный интенсивный характер (например, ребенок, периодически просыпаясь, плачет более 10 минут, и родители не могут его успокоить) — это повод обратиться к детским специалистам: психологу и неврологу.