Кадр из фильма «Бабадук»

Сказкотерапия
Эффективность
Выбор материала
Как работает
Самостоятельные занятия
Для взрослых

С древних времен люди использовали сказки для передачи жизненного опыта, накопленного столетиями. Даже сейчас, в XXI веке, именно они являются нашими первыми проводниками в жизнь. С самого раннего возраста сказочные истории учат нас различать добро и зло, верить в чудеса, прививают нравственные ценности, да просто расширяют кругозор.

Но, оказывается, волшебные истории — это не только проверенный столетиями метод воспитания. Сейчас они активно используют в психотерапии.

Что такое сказкотерапия

Филологи и лингвисты уже несколько столетий изучают фольклор. А вот психологи обратили свое внимание на этот жанр не так давно. Сказкотерапия как метод психологической коррекции зародилась чуть более 20 лет назад.

Но, несмотря на молодой возраст, этот инструмент уже стал одним из самых популярных при работе с детьми, а иногда и со взрослыми. Тому есть объяснение.

Во-первых, сказкотерапия решает самые разные задачи, включая сложные случаи. Ее применяют при сильных эмоциональных переживаниях, поведенческих отклонениях, а также проблемах со здоровьем. Такое лечение эффективно при повышенной тревожности, фобиях, тяжелой адаптации к садику или школе, трудностях во взаимоотношениях со сверстниками или родителями, расстройствах пищевого поведения.

Во-вторых, это очень мягкий, бережный метод, который уместен с самого раннего возраста. Сказкотерапия для дошкольников — частый выбор специалистов, ведь она не вызывает отторжения или протеста даже у малыша. Самое главное, родители могут применять сказкотерапию самостоятельно дома — например, для профилактики или в периоды возрастных кризисов.

Почему сказкотерапия для детей эффективна

Фото автора cottonbro: Pexels

Сказка — это тот жанр, который понятен и привычен любому малышу. Дети обожают сказочные истории, любят погружаться в мир фантазий, искренне верят в волшебство. Поэтому такая терапия вызывает положительные эмоции как у малышей, так и у школьников.

Волшебный рассказ — это метафора, благодаря которой взрослый начинает общаться с ребенком на одном языке. В процессе такого диалога обнаруживаются проблемы, о которых малыши либо стесняются говорить напрямую, либо не могут сформулировать в силу возраста.

Воображаемый мир представляется ребенку наиболее безопасным пространством. Намного комфортнее говорить не про себя, а про выдуманного сказочного персонажа. Это не я боюсь темноты, а зайка-трусишка, это не меня обидел хулиган, а маленького муравьишку — злой паук.

В моменты наиболее сильных эмоциональных переживаний малыш также может быстро абстрагироваться, успокоив себя тем, что все происходящее — всего лишь вымысел. При этом терапевтическая сказка работает на уровне подсознания.

Дети неосознанно переносят волнующие их вопросы на сказочных персонажей, в также проводят параллель между собой и главным героем. Это облегчает эмоциональное состояние, снимает тревогу. Ребенку становится понятно — он вовсе не одинок в своих переживаниях, а у любой ситуации есть решение.

Какие сказки подходят для терапии

Самое важное в сказкотерапии — правильный выбор материала. Универсальных сюжетов, которые оказывают одинаковый эффект на всех, не существует. Сказкотерапевт подбирает рассказ под конкретного малыша с учетом его возраста, характера, а также существующей проблемы.

Это могут быть как известные произведения — народные или авторские, так и специальные терапевтические, написанные профессиональными психологами. Сказкотерапия для младших дошкольников предполагает использование коротких, простых сюжетов.

Как известно, малыши отождествляют себя с животными. Поэтому с двух до пяти лет будут уместны сказки с участием зверят или забавных выдуманных существ. «Три поросенка», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят» — эти старые добрые истории при определенном подходе могут быть не только поучительными, но также коррекционными.

Кадр из мультфильма «Три поросенка»

Ребята старше пяти лет уже ассоциируют себя с человеческими персонажами. Им будут близки легенды о рыцарях, волшебниках, принцах или принцессах. Здесь выбирается сюжет посложнее, который, так или иначе, отражает волнующий вопрос.

Например, облегчить адаптацию к школе помогут рассказы о путешествиях — «Незнайка на Луне», «Бременские музыканты», «Летучий корабль». Смягчить возрастной кризис и улучшить отношения с родителями — «Буратино» или «Малыш и Карлсон».

Ребятам школьного возраста интересны уже более замысловатые истории с неожиданной развязкой. Например, для снижения уровня агрессии или избавления от фобий в групповой терапии этой возрастной группы отлично работают страшилки. Главное, чтобы у страшной истории был смешной и неординарный финал.

С подростками сказкотерапия применяется реже. В этом возрасте они уже считают себя взрослыми и сопротивляются всему, что связано с миром детей. В таком случае можно попробовать работу не со сказкой, а с легендами, притчами или историями.

Как работать со сказкой

Волшебная история есть, а что дальше? А дальше сказкотерапевт выбирает наиболее эффективный метод работы. Самый простой — пересказывание. Важным будет то, какие моменты малыш опускает, а какие, напротив, добавляет.

Другой вариант — сочинить собственную сказку или изменить уже известную. Дети переносят свои подсознательные установки на образы героев и их действия. Отслеживая ход мыслей маленького клиента, психолог понимает, какие внутренние конфликты скрыты в его душе, после чего направляет терапию в нужное русло.

Эффективно сочетание сказок с арт-терапией, например, малыша просят нарисовать любимых персонажей, сделать аппликацию или слепить их из пластилина. Для тревожных или гиперактивных детей добавляют песочную терапию. С помощью красок, цветной бумаги или песка ребенок избавляется от негативных эмоций. А терапевт обращает внимание на то, какие цвета были использованы и какое настроение передано в рисунке.

В групповой терапии используется метод постановки. Важно, чтобы дети сами выбирали себе героев и наделяли их теми качествами, которыми хотят. Здесь, как в театре, главное — творческий подход и возможность импровизации. Проигрывание сказки помогает раскрыться, учит выражать свои чувства и общаться в коллективе.

Как заниматься сказкотерапией самостоятельно: 4 совета

Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Для того чтобы сказка стала терапевтической, недостаточно просто прочитать ее. Существует несколько основных правил.

  1. Терапия должна проводиться в спокойной атмосфере, когда вы оба готовы. Если малыш не настроен на работу или теряет интерес прямо на середине рассказа, не нужно настаивать. Отложите сказку и вернитесь к ней позже.
  2. Поддерживай визуальный и эмоциональный контакт. Историю лучше не читать, а рассказывать, наблюдая за реакцией ребенка. Если твое повествование прерывается вопросами, не игнорируй их — ответь сразу, чтобы поддержать внимание и интерес малыша.
  3. Сочиняя сказку вместе, помни, что герой должен вызывать у ребенка симпатию, а события в завуалированной форме отражать реальную жизненную ситуацию. Если не знаешь, с чего начать, спроси у малыша напрямую — про кого он хотел бы сочинить историю. Пусть ваши персонажи путешествуют, преодолевают препятствия и сражаются со злодеями. Как и положено, сказке нужен счастливый финал. Он укрепляет доверие к миру, создает позитивное настроение.
  4. Историю нужно обсуждать. Каждая сказочная история содержит не один, а несколько смыслов. Наше подсознание выделяет наиболее близкий из них в данный момент жизни. Ребенок, скорее всего, видит совсем не то, что видишь ты. Поэтому в сказкотерапии стоит избегать нравоучений. Узнай, как понял услышанное твой сын или дочь? Какой персонаж ему понравился больше всего и почему? Поговорите о том, как главный герой нашел выход из сложной ситуации, что ему помогло, как поступил бы ребенок на его месте.

В таком диалоге раскрывается внутренний мир малыша. Ты можешь понять, что его волнует или какие трудности он испытывает в данный момент. Если ты понимаешь, что проблема серьезнее, чем ожидалось, задумайся о работе со специалистом.

Сказкотерапия для взрослых

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Как правило, к терапии сказками взрослые изначально настроены скептически. Как можно решить реальные проблемы, используя этот сугубо «детский метод»? Тем не менее, именно волшебные истории наполняют ресурсами нашего «внутреннего ребенка» — ту часть подсознания, которая отвечает за желания и мечты.

Работа со взрослыми зависит от запроса. Можно просто обсудить конкретное произведение, например, вспомнить свою любимую в детстве сказку — как бы ты рассказала ее сейчас? Вероятно, ты добавишь в сюжет собственный опыт и личные переживания, из-за чего сказка будет иметь уже совершенно другой смысл.

Для людей с высоким уровнем стресса отлично подходят медитативные истории. Они помогают успокоить свой разум, взглянуть на волнующую ситуацию с новой стороны. Через художественные образы сказок можно найти ответы на самые разные вопросы, познать собственное «Я», найти силы для творческих проектов и улучшить отношения с близкими людьми.

Рекомендуем