Текст: Марина Галимова, психолог. Консультант — Лидия Волостнова, педагог, работающий по системе Френе
Сегодня родители уже не задумываются над тем, нужны ли малышу развивающие занятия. Их чаще волнует вопрос, какую методику выбрать. Если о Вальдорфской педагогике и системе Марии Монтессори слышала, наверное, каждая мама, то с методикой Селестена Френе знакомы немногие. Его идеи успешно практикуют в Европе, но, к сожалению, мало известны в России.

Селестен Френе родился в 1896 года в маленьком городке на юге Франции. Начав обучение в деревенской школе, мальчик проявил незаурядные способности и решил стать учителем. В 24 года Френе разработал авторскую методику обучения и воспитания детей и открыл собственную школу, где не было зубрежки и жесткой программы, зато была, например, собственная типография, в которой дети перепечатывали лучшие сочинения на свободные темы. Еще ученики Френе проводили множество увлекательных экспериментов. Педагог считал, что на уроке природоведения гораздо полезнее не прочитать страницу из учебника, а, скажем, понаблюдать, как вода замерзает в пруду. Так дети пытаются добывать знания самостоятельно и, главное, понимают, что учиться — это очень интересно!
Френе стал основателем нескольких педагогических журналов. Ему принадлежит идея создания Международной федерации сторонников Новой школы, лидером которой он являлся на протяжении многих лет. По его системе занимаются продвинутые школы и детские сады. Но некоторые из идей Френе полезно взять на вооружение и родителям.

Занимательное обучение

Френе предлагает проводить необычные занятия для дошкольников. На определенный период времени дети погружаются в тему, которая им интересна. Например, малыша заинтересовала информация о космосе. Воспитатели (или папа с мамой) разрабатывают план занятий на космическую тематику, устраивают эксперименты, опыты, творческие мастерские. Делаются макеты планет и подвешиваются к потолку. Просматриваются фильмы о космосе и космонавтах. Сооружается скафандр. Проводятся наблюдения за звездным небом, опыты с «луной» — детям объясняют на примере шарика и настольной лампы, почему иногда мы видим полную луну, а иногда — только месяц.

Уроки в поле и на грядках

Френе предлагает проводить необычные занятия для дошкольников. На определенный период времени дети погружаются в тему, которая им интересна. Например, малыша заинтересовала информация о космосе. Воспитатели (или папа с мамой) разрабатывают план занятий на космическую тематику, устраивают эксперименты, опыты, творческие мастерские. Делаются макеты планет и подвешиваются к потолку. Просматриваются фильмы о космосе и космонавтах. Сооружается скафандр. Проводятся наблюдения за звездным небом, опыты с «луной» — детям объясняют на примере шарика и настольной лампы, почему иногда мы видим полную луну, а иногда — только месяц.

Рекомендуем