Источник: @achvibess

В 2020 году школьники впервые сдавали ЕГЭ в эпоху коронавируса. Экзамены в середине лета, маски, перчатки и постоянная дезинфекция рук превратили и без того сложную процедуру в настоящее испытание. Что придется пережить ребятам в следующем году — пока еще неизвестно. Но однозначно изменения в сдаче ЕГЭ заставляют по-новому взглянуть и на подготовку к нему. Помешает ли «дистанционка», с чем может понадобиться помощь и почему теперь репетитора выбрать сложнее разбираемся вместе с руководителем онлайн-центра подготовки к ЕГЭ «Репетиторская империя» Виктором Медведевым. 

  1. Трудности «дистанционки»
  2. Готовиться к ЕГЭ в этом году будет сложнее или проще?
  3. Осторожно! Непрофессионалы и мошенники
  4. Как найти хорошего преподавателя
  5. Чек-лист для старшеклассников и их родителей: что нужно спросить и проверить 

1 Трудности «дистанционки»

В то время, пока взрослые спорят о преимуществах и недостатках удаленной работы, учителя и школьники рассуждают о пользе и вреде дистанционного обучения. По данным исследования НМИЦ (Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина — прим.ред.) здоровья детей Минздрава большинство детей (около 80%) реагируют на него негативно.

Только каждый восьмой ребенок, участвовавший в опросе, отметил, что успешно адаптировался к новому формату учебы и самоизоляции. Однако, успех даже дистанционного обучения по-прежнему во многом зависит от самого школьника. У кого-то появилось больше свободного времени, которое можно потратить на подготовку к экзаменам. Кому-то стало гораздо сложнее, так как школа обеспечивала какую-то минимальную степень контроля, без которого ученик не может заставить себя усердно и равномерно заниматься.

Вместе с тем потребность в репетиторах стала значительно острее. Это связано с тем, что не все школы перестроились на полноценную дистанционную работу. А учитывая тот факт, что большинство ребят сдают ЕГЭ один раз в жизни, они и их родители не готовы рисковать заветным бюджетным местом в вузе. Поэтому в условиях неопределенности, семьи старшеклассников ищут дополнительную помощь и поддержку в лице репетиторов.
Помощь с цифровым домашним заданием стала одной из новых услуг репетиторов.

Многие родители до сих пор сомневаются, идет она ребенку во вред или на пользу. Существует три ситуации, когда помощь репетитора в этом деле пригодится.

  • Во-первых, если речь идет о задании по предмету, который важен для ученика.
  • Во-вторых, если это нестандартное или творческое задание, которое позволяет глубже понять предмет, натренировать определённые навыки.
  • И, конечно, в случае, если ученик не может справиться с заданием самостоятельно.

Главное всегда помнить, что речь идет не о том, чтобы дать ученику готовый ответ. Существует известная пословица: «нужно давать удочку, а не рыбу».

Если репетитор подскажет ученику определенный вектор мысли или порекомендует ему, что можно почитать, чтобы выполнить задания — это хорошо. Если репетитор делает задание за ученика — смысла от такого выполнения уроков не слишком много.

2 Готовиться к ЕГЭ в этом году будет сложнее или проще? 

Все зависит от того, на что ученик делал ставку в своей подготовке к ЕГЭ — на школу или на какие-то дополнительные курсы. В первом случае подготовиться будет значительно сложнее, так как учителя попросту не успели адаптироваться к дистанционному образованию. Качество подготовки в 2020 году в школах, к сожалению, оставляет желать лучшего. Естественно, что многое зависит от конкретных школы и учителя, но общая ситуация такова.

Кроме того, стоит обратить внимание на некоторые изменения в КИМах (контрольно-измерительный материал — прим.ред.) по предметам. Например, в этом году серьезно изменилась модель сочинения по истории. Раньше ученикам предлагался ограниченный список периодов, которые были заранее известны, это позволяло выучить около 10-12 сочинений и получить заветные баллы.

В 2021 году ученикам будет предложено две модели на выбор: написание сочинения по исторической личности или по историческому процессу. При этом эти два варианта по своей сложности неравнозначны, что активно критикуется репетиторским сообществом.

3 Осторожно! Непрофессионалы и мошенники

С ростом коронакризиса в репетиторство массово хлынули и те, и другие. Во многом это связано с существующим трендом на инфопродукты.

В обществе и в блогерской среде очень популярна идея, что практически каждый человек может быть автором собственного курса: достаточно лишь взять информацию, которая находится в открытом доступе, сделать по ней презентацию и уже можно записывать учеников в свою онлайн-школу.


На деле все обстоит несколько сложнее. Например, если говорить о подготовке к ЕГЭ по обществознанию, то программу курса придется дорабатывать ежегодно. Это связано с тем, что экзамен эволюционирует — какие-то разделы значительно усложняются (например, раздел «Право»), а какие-то темы вовсе исчезают из заданий ЕГЭ, поэтому нет смысла перегружать учеников лишней информацией и продолжать их разбирать.

Кроме того, теория — это только 30% успеха. Большое значение в подготовке отдается домашним заданиям, которые нужно уметь проверять в соответствии с критериями ЕГЭ. Будем честны: знать историю как науку и знать особенности ЕГЭ по истории — это принципиально разные вещи. Бывают очень сильные историки, совершенно не владеющие критериями ЕГЭ, следовательно, они не смогут помочь ученику понять логику, которая закладывается составителями экзамена, а это значительная часть успеха.

Еще одна проблема — это организация практики. К сожалению, наплыв непрофессионалов привёл к тому, что на своих занятиях они используют материалы для отработки теории, которые далеки от реального экзамена. Ученик совершенно не в курсе этого, он доверяет своему репетитору, заучивает горы ненужных классификаций или терминов, которые никогда не понадобятся ему на экзамене. Затем ученик приходит на ЕГЭ и оказывается, что у него спрашивают совсем иное, а не то, к чему он готовился целый год. Это обидно и опасно.

4 Как найти хорошего преподавателя

Сегодня ситуация на рынке онлайн-репетиторства такова: многие «рисуют» себе красивые цифры, за которыми, как правило, ничего не стоит. Никто не мешает написать на сайте: «наши курсы прошли 5 тысяч человек», так как эту информацию очень сложно проверить.
Найти по-настоящему достойного преподавателя — большая проблема.

  • Во-первых, он должен уметь написать вариант ЕГЭ по своему предмету. Как показывает практика, значительная часть кандидатов отсеивается уже на этом этапе, не набирая необходимые для хорошего репетитора 80+ баллов.
  • Во-вторых, нужно проверить знание критериев ЕГЭ. Можно дать несколько реальных работ ученика попросить оценить их по критериям, аргументировав свой ответ. Это позволяет отсеять тех, кто хорошо знает предмет, но не умеет готовить к экзамену.
  • В-третьих, проведение пробного занятия. Очень важно, чтобы преподаватель мог удерживать внимание ученика, ведь им предстоит совместная работа в течение долгого времени. 

Именно совокупность этих этапов позволяет оценить репетитора с разных сторон и проверить разные его навыки: знание предмета, владение критериями и умение проверять работы учеников, подача материала, умение объяснять сложные вещи простым языком и держать аудиторию. Наверное, это и есть секрет идеального репетитора.

5 Чек-лист для старшеклассников и их родителей: что нужно спросить и проверить

На основе чего построена образовательная программа и практические задания?

Хорошо: на основе учебников «федерального перечня», заданий прошлых лет, методических рекомендаций ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений — прим.ред.) и личного опыта репетитора.
Плохо: только на основе личного опыта или компиляции информации из популярных справочников подготовки к ЕГЭ.

Кто проверяет домашние работы ученика?

Хорошо: профессиональный репетитор, который прошёл курсы экспертов для работы в региональной предметной комиссии, обязательно наличие реальных результатов учеников, которые сдали ЕГЭ на 80+ баллов.
Плохо: кураторы, которые сами 1-2 года назад сдали ЕГЭ и не обладают навыком проверки работ.

Как проходят занятия с учеником?

Хорошо: занятия проходят в индивидуальном или групповом формате, когда у ученика есть возможность принять личное участие в занятии, задать вопрос преподавателю голосом или оказаться в ситуации, когда нужно ответить на какой-то вопрос.

Плохо: занятия проходят в формате вебинаров на несколько сотен (а иногда даже и тысяч!) учеников, вопросы ученика могут оставаться без ответа.

Есть ли возможность написать ученикам, которые уже прошли обучение?

Хорошо: есть площадка, где размещена развернутая обратная связь от учеников, при этом отражены как положительные, так и отрицательные стороны занятий на курсах, количество отзывов более сотни, они написаны разными людьми.

Плохо: данные ребят или родителей, которые оставили обратную связь, скрыты, как правило, все отзывы написаны в восторженном тоне, не указано никаких недостатков.

Рекомендуем