Миф 1: можно не спешить до 5 лет
Все, кто дает такой совет, будут приводить несерьезные аргументы: до школы еще есть время, у нас папа заговорил в 4 года, мальчики начинают говорить позднее и т.д. Если есть хоть какие-то сомнения — никого слушать не нужно. Тем более речь идет всего лишь о консультации логопеда — это быстро, не страшно, результативно.
Когда точно ждать не стоит?
- Если у сына или дочки в 2 года речь очень скудная или вообще отсутствует. И если просьбы, которые звучат в адрес ребенка, ему непонятны.
- При очень скромном словарном запасе: в 2 года в речи не больше 25-30 слов, в 3 года — меньше 200. А также, если малыш не выполняет просьбы из двух действий.
- Если ребенку 3 года, но он общается только отдельными словами или короткими фразами из двух простых слов. Малыш произносит только один слог из слова, не способен рассказать, что он делает, во что играет.
- Если в 3,5 года качество и разборчивость речи «хромают». Когда ребенку около четырех лет, в норме словарный запас должен варьироваться от 1500 до 2000 слов. В речи — длинные развернутые предложения. Малыш обладает умением хотя бы вкратце, но связно пересказать, как прошел день в саду или в гостях у бабушки. Если такого нет, самое время посетить логопеда.
Миф 2: норм никаких нет, ребенок так или иначе заговорит сам
Есть родители, которые не торопят события и считают детский лепет забавным. Они убеждены, что со временем ребенок повзрослеет и заговорит. Совершенно нормально, если твой или соседский малыш в годик на площадке называет машину «бибикой», а после падения показывает на коленку и произносит «бобо».
Но
Чем взрослее становится малыш, тем больше появляется простых фраз, предложений. И нормы, вопреки мифам, тоже есть: в три года он должен задавать разные вопросы, эмоционально и выразительно общаться, пусть и со смазанным звукопроизношением.
Если всего перечисленного нет, ждать, что через два-три месяца все изменится как по волшебству, — не самая верная тактика. Специалист проведет диагностику, обозначит проблему и составит план действий.
Миф 3: придет в садик и там освоит разговорную речь
Стандартная история. Многие думают, что раз в детском саду речевая среда, то развитию речи это будет только способствовать. Это так,
Перед поступлением в детский сад очень важно посетить логопеда. Только так появится четкое понимание — комфортно ли будет малышу в обычном садике или, возможно, нужен логопедический, чтобы в дальнейшем проблем с обучением и общением не возникало.
Миф 4: логопеды нужны только для постановки звуков
Ассоциации со специалистом у многих родителей схожи: ставит звуки «р», «л», делает с ребенком артикуляционную гимнастику, предлагает закреплять навыки дома, чтобы процесс шел быстрее. Конечно, это неотъемлемая часть работы вместе с логомассажем.
Но коррекционный специалист ответственен за речь в принципе, а это грамотное письмо, устная речь, фонематический слух, интонация и многое другое. Вот почему для красивой четкой речи к нему обращаются даже взрослые люди, у которых звуки уже поставлены.
У логопедии очень широкий диапазон педагогических возможностей. Она включает психологию, лингвистику и медицину.
Миф 5: у меня сосед (папа, брат и т.д.) молчал до 3 лет, но как подрос, так...
Такие фразы от свекрови, подруги или чата активных мамочек заканчиваются примерно одинаково: заговорил стихами, стал круглосуточно болтать, задавать вопросы и т.д. Такие истории, и логопеды это знают наверняка, — большая редкость.
И бабушки, и незнакомые люди в сети имеют смутное представление о правильном развитии речи, склонны идеализировать картинку и преувеличивать. Когда малыш долго не говорит, рано или поздно родители приведут его на диагностику.
Логопед сразу увидит и услышит, что есть нарушение большинства звуков, «каша во рту», а сроки поджимают, так как уже скоро в школу. Ну и звуки — это еще полбеды. Как правило, в случае долгого отсутствия речи у ребенка присутствуют другие дефициты, которые нужно срочно восполнять.
Еще
-
Не пропустите
Возможно, твой ребенок будет прекрасно развиваться без помощи логопеда — в современном мире это большое везение. Но
Родители не могут объективно оценить правильность речевого развития. Чтобы не пропустить различные нарушения, в дошкольном возрасте специалисты рекомендуют проходить диагностику у логопеда каждый год.