Кадр из фильма «Дело №39»

Миф 1: можно не спешить до 5 лет

Все, кто дает такой совет, будут приводить несерьезные аргументы: до школы еще есть время, у нас папа заговорил в 4 года, мальчики начинают говорить позднее и т.д. Если есть хоть какие-то сомнения — никого слушать не нужно. Тем более речь идет всего лишь о консультации логопеда — это быстро, не страшно, результативно.

Через 30-40 минут ты будешь знать, присутствуют ли у ребенка какие-то речевые проблемы, нужно ли работать над запуском и пониманием речи или пока все в рамках возрастной нормы. И кроме этого, ты получишь не надуманные, а конкретные рекомендации, что нужно делать для обогащения речи, ее понимания, улучшения лексики и грамматики.

Когда точно ждать не стоит?

  • Если у сына или дочки в 2 года речь очень скудная или вообще отсутствует. И если просьбы, которые звучат в адрес ребенка, ему непонятны.
  • При очень скромном словарном запасе: в 2 года в речи не больше 25-30 слов, в 3 года — меньше 200. А также, если малыш не выполняет просьбы из двух действий.
  • Если ребенку 3 года, но он общается только отдельными словами или короткими фразами из двух простых слов. Малыш произносит только один слог из слова, не способен рассказать, что он делает, во что играет.
  • Если в 3,5 года качество и разборчивость речи «хромают». Когда ребенку около четырех лет, в норме словарный запас должен варьироваться от 1500 до 2000 слов. В речи — длинные развернутые предложения. Малыш обладает умением хотя бы вкратце, но связно пересказать, как прошел день в саду или в гостях у бабушки. Если такого нет, самое время посетить логопеда.

Миф 2: норм никаких нет, ребенок так или иначе заговорит сам

5 мифов о логопедах, в которые давно пора перестать верить Кадр из фильма «Жизнь, как она есть»

Есть родители, которые не торопят события и считают детский лепет забавным. Они убеждены, что со временем ребенок повзрослеет и заговорит. Совершенно нормально, если твой или соседский малыш в годик на площадке называет машину «бибикой», а после падения показывает на коленку и произносит «бобо».

Но если ему уже больше года, то сюсюканье и поощрение таких слов со стороны взрослых — нежелательно. Конечно, искажение слов к нарушению речи не приведет, но у ребенка могут возникнуть серьезные трудности в освоении артикуляции. А это очень важно для правильного речевого развития.

Чем взрослее становится малыш, тем больше появляется простых фраз, предложений. И нормы, вопреки мифам, тоже есть: в три года он должен задавать разные вопросы, эмоционально и выразительно общаться, пусть и со смазанным звукопроизношением.

Если всего перечисленного нет, ждать, что через два-три месяца все изменится как по волшебству, — не самая верная тактика. Специалист проведет диагностику, обозначит проблему и составит план действий.

Миф 3: придет в садик и там освоит разговорную речь

Стандартная история. Многие думают, что раз в детском саду речевая среда, то развитию речи это будет только способствовать. Это так, если малыш развивается без различных нарушений и патологий. Но любая речевая задержка, неврологические отклонения только усугубят ситуацию. Малыш замкнется, общаться со сверстниками не будет и без помощи специалиста из этого состояния выйти не сможет.

Перед поступлением в детский сад очень важно посетить логопеда. Только так появится четкое понимание — комфортно ли будет малышу в обычном садике или, возможно, нужен логопедический, чтобы в дальнейшем проблем с обучением и общением не возникало.

Миф 4: логопеды нужны только для постановки звуков

Ассоциации со специалистом у многих родителей схожи: ставит звуки «р», «л», делает с ребенком артикуляционную гимнастику, предлагает закреплять навыки дома, чтобы процесс шел быстрее. Конечно, это неотъемлемая часть работы вместе с логомассажем.

Но коррекционный специалист ответственен за речь в принципе, а это грамотное письмо, устная речь, фонематический слух, интонация и многое другое. Вот почему для красивой четкой речи к нему обращаются даже взрослые люди, у которых звуки уже поставлены.

У логопедии очень широкий диапазон педагогических возможностей. Она включает психологию, лингвистику и медицину. Профессиональный, опытный специалист всегда адаптирует знания и методики под индивидуальные особенности малыша и никогда не работает по шаблону.

Миф 5: у меня сосед (папа, брат и т.д.) молчал до 3 лет, но как подрос, так...

5 мифов о логопедах, в которые давно пора перестать верить Кадр из фильма «Комната»

Такие фразы от свекрови, подруги или чата активных мамочек заканчиваются примерно одинаково: заговорил стихами, стал круглосуточно болтать, задавать вопросы и т.д. Такие истории, и логопеды это знают наверняка, — большая редкость.

И бабушки, и незнакомые люди в сети имеют смутное представление о правильном развитии речи, склонны идеализировать картинку и преувеличивать. Когда малыш долго не говорит, рано или поздно родители приведут его на диагностику.

Логопед сразу увидит и услышит, что есть нарушение большинства звуков, «каша во рту», а сроки поджимают, так как уже скоро в школу. Ну и звуки — это еще полбеды. Как правило, в случае долгого отсутствия речи у ребенка присутствуют другие дефициты, которые нужно срочно восполнять.

Еще важно понимать, что речевые нарушения, увы, стали очень распространенной проблемой. Тяжелые речевые нарушения, такие как алалия, еще в 80-е годы были в диковинку — чтобы посмотреть на нее, логопеды съезжались из разных городов. Сейчас сенсорно-моторная алалия диагностируется очень часто (каждый 2-3 ребенок). А легкое в логопедической практике нарушение дизартрия встречается через одного малыша.

Не пропустите

Возможно, твой ребенок будет прекрасно развиваться без помощи логопеда — в современном мире это большое везение. Но если папа не говорил до четырех, это не повод ставить опыт на собственном малыше.

Родители не могут объективно оценить правильность речевого развития. Чтобы не пропустить различные нарушения, в дошкольном возрасте специалисты рекомендуют проходить диагностику у логопеда каждый год.

Рекомендуем