Совсем недавно мы писали о том, почему нельзя детей до 4-х лет одергивать и стыдить, когда они не хотят делиться своими игрушками. Подробнее об этом ты можешь прочитать в статье: «Есть чем гордиться: как научить ребенка ценить свой труд (или почему хвастаться можно)».
Если тезисно, то ключевой момент заключался в желании и возможности ребенка показать, что это его личная вещь. Малыш, жадничая, учится отстаивать свои границы. А это очень полезный навык для всех его будущих социальных взаимодействий.
В этой статье мы решили чуть подробнее рассказать о том, какие еще существуют методы обучения ребенка проводить черту между своим и чужим, ведь вариант «просто не делиться ни с кем» работает только в раннем возрасте.
Чем старше ребенок становится, тем больше родители должны давать ему так называемых рычагов управления своими эмоциями (в соответствии с возрастом, само собой).
Итак, вот такой небольшой «чек-лист» для родителей у нас получился:
1. Личный пример
Этот пункт буквально лежал на поверхности, ведь ребенок — это «губка», которая впитывает в себя все, что видит вокруг. Самое сильное влияние на поведение ребенка оказывают привычки, манера общения и то, как себя в социуме ведут мама и папа.
Если ребенок постоянно становится свидетелем того, как кто-то из родителей хамит людям вокруг или, наоборот, постоянно жертвует своими интересами, то не стоит думать, что малыш сделает какие-то выводы и поймет, что он-то точно себя так вести не будет.
Так это не работает. С вероятностью в 99,99% твой сын или дочь начнут зеркалить эту модель. Поэтому, если у родителей есть проблемы с границами (своими или нарушением чужих), то надо прежде заняться собой. Как только они станут для ребенка адекватным примером, многие ситуации начнут решаться автоматически.
2. Грамотное решение конфликтов с ребенком
Ситуации, когда ребенок не слушается — не хочет одеваться, убирать игрушки и многое другое — случаются каждый день по несколько раз. Понимаем, что сложно всегда оставаться мудрым родителем и правильно подбирать слова, общаясь с орущим и брыкающимся чадом, но нужно изо всех стараться самой не начинать истерить и психовать.
Капля, как известно, камень точит, поэтому со временем, если мама и папа будут отслеживать свои реакции, малыш так или иначе поймет, что недовольство и любую другую эмоцию можно и нужно выражать спокойно и доходчиво.
3. Поддерживайте ребенка, когда он испытывает негативные эмоции
Мама и папа никогда не должны игнорировать негативные эмоции ребенка и тем более, всем своим видом показывать, что огорчение, страх и злоба — это что-то постыдное и ненормальное.
Наоборот, замечая, что малыш находится в каком-то из этих состояний, необходимо его поддержать — поговорить, узнать, что он чувствует, сказать, что вы понимаете его, всегда находитесь рядом и принимаете его.
4. Обучение
Данный пункт — логичное продолжение предыдущего. После душевного разговора с ребенком, пережившим некое негативное состояние, мягко и ненавязчиво обсудите с ним правила взаимодействия в социуме на примере каких-то реальных или вымышленных ситуаций. В идеале, если родители поделятся своим опытом и станут своему чаду наставником.
Ребенок должен понимать, что защищать свои игрушки или вещи можно не только посредством агрессии или, наоборот, не обязательно мириться с нападками в свою сторону.
Миссия родителей, в частности, заключается в том, чтобы показать и рассказать детям, какие варианты выхода из тех или иных ситуаций существуют, ведь мир не делится только на белое и черное, есть еще множество полутонов, используя которые можно добиться желаемого намного быстрее.