Источник: Bekah Russom/unsplash.com

Когда ребенка не принимают таким, какой он есть

К примеру, у ребенка есть склонность к творчеству, но его родители убеждены в том, что малыш должен изучить всю математику от корки до корки и пойти работать по специальности, которая в их понимании престижна. Совершенно нет дела до того, что при этом чувствует ребенок и чего он хочет — родители лучше знают, а старших нужно слушать. 

Мамы и папы в свою очередь действуют таким образом, потому что в их детстве был похожий опыт — определенная модель отношений в семье: им так же запрещали следовать своей природе, желаниям. Не трансформировав в себе этот пройденный опыт, родители передают своему чаду, собственно, то, чем сами «богаты». Такая передача знаний из поколения в поколение присутствует в 99% семей.


Кем становится взрослый или что происходит с его внутренним миром, в результате того, что он не был услышан близкими ему людьми? Пожалуй, этот вопрос претендует на звание риторического


Нет сомнений в том, что взрослый человек при получении подобного опыта будет проживать жизнь, вынашивая вечные сомнения, неуверенность в себе и своем праве выбора. Все люди могут быть вполне успешны, достигать высот и добиваться поставленных целей в жизни. Важно — их ли эти желания, их ли эти достижения?

Успех может приходить из энергии родителей или одного родителя, кто больше заставлял быть «таким как надо», чтобы иметь признание и любовь общества. Имеется в виду, что на энергии родителя, ребенок, став взрослым, может чего-то достичь, опираясь на его волю, а не на свое право выбора.

Все эти внешние результаты едва ли компенсируют внутренний слом человека, который произошел в результате подавления его значимым для него человеком. 

Детский опыт во взрослой жизни

Самопознание через травмы: что это такое и при чем здесь постсоветские дети
Юлія Дубина/unsplash.com

Ограничений, в которых живет ребенок, всегда достаточно, и у каждого они свои. Это касается не материальных благ, а самой большой внутренней ценности. Навык принятия и чувство внутренней свободы убиваются в зародыше подобной формой взаимодействия. Данные слова не являются камнями в огород родителей — они такие же дети, которые выросли в основном биологически, а на психологическом уровне сами застряли в своих детских травмах и страхах.

Травмы сами по себе не могут быть детскими, но именно детский опыт очень сильный и остается с нами на всю жизнь — из него мы строим наше мировоззрение, отношения с другими людьми и приумножаем другие сферы жизни. 

Когда внутри есть страх быть отвергнутым, то человек бессознательно постоянно живет в этом состоянии. Внешние выражения этих страхов могут быть разными: кто-то не решается построить отношения, кто-то повысить уровень дохода за свои услуги, а кто-то боится сменить род деятельности.

Подорванное доверие очень легко поселяется в сердце ребенка и сложно искореняется. Если ребенок усвоил, что он плохой, в результате опыта, когда шел к маме с чистым открытым сердцем, а взамен его регулярно наказывали, высока вероятность того, что будут большие проблемы с доверием и желанием постоянно что-то скрыть или спрятать от других — это уже модель поведения в отношениях со всеми людьми.


Повзрослев, человек может уйти в обман, ложь, конечно, из бессознательного стремления поступить наилучшим образом для себя. Далее он станет притягивать к себе таких же людей, например, партнеров, которые будут его считать плохим и как-то наказывать за это — бессознательное стремление быть плохим родом из детства


Внешне кажется, что человек плохой, предатель, а он так действует во благо себе. Он просто не знает как по-другому, он застрял в возрасте 5 лет (или 15), главная его цель — быть свободным… чтобы его не доставали, не командовали им и не контролировали. Человек с таким состоянием, почувствовав, что кто-либо посягает на личное пространство, автоматически принимает защитную позицию: он будет агрессировать на тех, кто, как ему кажется (это ключевое слово), пытается его контролировать и подавлять.

В данном случае все пропускается через призму пережитых состояний, страхов и моделей поведения. Важное проявление любой травмы — это то, что человек применяет знакомую модель по отношению к кому-либо (любому человеку) — ребенку, партнеру и так далее. Сам того не осознавая, он контролирует, требует отчета и подавляет, хотя и не понимает этого, потому что не принимает в себе свои страхи. 

Все работает в двустороннем порядке — тебя научили этому, показали, теперь ты поступаешь аналогичным образом, под копирку: в любой модели поведения человек всегда находит вторичные выгоды или бонусы.

Выход из этого возможен только в осознании того, что ты вырос, что ты сам себе хозяин, и мир такой, не потому что все вокруг желают тебе зла, а потому что только так человек может устать находиться в темном углу своего существования и увидеть, что потребности могут быть реализованы в более гармоничной форме, чем ты привык. Все, что в тебе есть — это лишь твое видение и способ восприятия, ты имеешь на него право, но счастлив ли ты?

Человек может изменить этот фокус восприятия из любой точки своего существования. Только лишь страх удерживает нас от более гармоничной жизни, за которой прячется другая реальность, наполненная свободой и любовью к себе. 

Все мы родом из СССР

Самопознание через травмы: что это такое и при чем здесь постсоветские дети
Soviet Artefacts/unsplash.com

Люди, выросшие в советском союзе, очень ориентированы на социум. Тема родины и того, «что ты должен делать во имя общества» — превыше всего в воспитании этих людей. Постсоветские дети, которые сейчас уже являются взрослыми личностями (им далеко за 50), по большей части во многом не помнят о своих собственных потребностях. Их установки начинаются со слов «я должен», «сперва работа» и тому подобное — очень много внутренних запретов, которые идут против желаний человека и его нужд.

Рассмотрим, к примеру, тему секса: девушкам крайне сложно было проявлять себя по-женски. Любое выражение женственности воспринималось как «падшая женщина» или «девушка легкого поведения». Ценились скромность, покладистость и порядочность, но ведь и замуж же как-то надо было выходить, и симпатию свою проявлять, а девушки сдерживали свои чувства и эмоции — все это давалось тогда с большим трудом.


Когда девочки вырастали, то и в их семье тема секса была также подавлена, потому что воспитывали детей ровно в такой же форме и с теми же установками про «стыд» и «срам», как было с ними в детстве.


«В СССР секса нет!» Конечно, все знали про секс, но не показывали этого. Запрет был не только на секс, примерно то же было с желаниями и любыми другими удовольствиями — был запрет на реализацию своих потребностей. Люди из постсоветского пространства во многом отказывали себе — любая радость пресекалась на корню и была безжалостно уничтожена. Выглядело это следующим образом: сначала работа, дом, быт и только потом немножко радости, совсем чуть-чуть. Женщина должна была быть примерной женой, хозяйкой, поварихой, няней, да и в целом выполнять все функции, которые только возможны, потому что ей так сказали, в противном случае существование этой дамы полностью обесценивалось.

В завершение следует отметить, что любая травма способна полностью изменить жизнь человека и чаще всего не в лучшую сторону. Способствовать этому могут разные факторы: социальный округ, менталитет, конкретный отрезок времени и соответствующие ему устои, но одно остается неизменным — человеку необходимо с этим бороться, чтобы быть свободной и полноценной личностью. Никогда не держите в себе страха: где есть страх, там нет любви, а любовь — это высокое состояние, которое стоит во главе всех наших чувств, взаимодействий и желаний.

Хотя любая травма влияет на психику и жизнь человека, благодаря ей человек может измениться. Существует много внешних факторов: социальный округ, менталитет, конкретный отрезок времени и соответствующие ему устои, которые ограничивают человека и влияют на его сознание. Несмотря на все это, человеку под силу не поддаваться внешним социальным шаблонам общества, а двигаться в направлении свободной и полноценной жизни.

Даже если внутри есть страх, прими его и иди навстречу новому опыту: где есть страх, там нет любви, а любовь — это высокое состояние, которое стоит во главе всех наших чувств, взаимодействий и желаний.
 

Рекомендуем